Государство берет на себя 90% затрат на олимпийские стройки. Набсовет ВЭБа разрешил снизить долю частных вложений в объекты Сочи-2014 до 10%. Но сумма затрат частных девелоперов не изменится из-за роста смет. Инвесторы рискуют: после 2014 года на рынок может быть выброшено огромное количество невостребованного жилья и гостиничных номеров.
Наблюдательный совет госкорпорации ВЭБ меняет схему финансирования олимпийских проектов. Сейчас доля вложений частных инвесторов объектов Сочи-2014 составляет 30% от общего объема инвестиций, 70% финансирования предоставляет ВЭБ в виде займа с отсрочкой выплаты процентов до сдачи построенного объекта в эксплуатацию.
«Набсовет банка принял решение пойти навстречу инвесторам и дать возможность установить минимально необходимую сумму финансирования со стороны инвестора на уровне не менее 10% от стоимости проекта», — рассказал заместитель председателя ВЭБа Михаил Полубояринов. В случае перехода на эту схему финансирования частный инвестор должен дать поручительство о том, что в случае дефолта по проекту вернет 20% стоимости.
Причина изменения соотношения обязательств в схеме финансирования олимпийских строек — рост рисков, признают в госкорпорации. «Инвесторы стали более критично смотреть на рыночные риски реализации проектов. Возник вопрос по окупаемости. По многим олимпийским проектам мы пересмотрели бизнес-модели»,— заметил Полубояринов.
Параллельно растут бюджеты девелоперских проектов — как из-за решений инвесторов, так и из-за дополнительных требований Международного олимпийского комитета.
Есть понимание, что после 2014 года на рынок может быть выброшено огромное количество квадратных метров жилья под продажу и аренду, подтверждает источник, осведомленный о реализации сочинских проектов.
«Государство с пониманием отнеслось к этой проблеме. В частности, ВЭБ получил гарантию правительства от убытков по каким-либо олимпийским проектам, если они будут. Сейчас рассматриваются меры государственной поддержки самих проектов. В частности, возможна частичная компенсация процентной ставки», — рассказал Полубояринов.
Но увеличение бюджетов по инициативе частных инвесторов они должны будут оплачивать самостоятельно. На ВЭБ ложатся расходы, возникающие по требованию олимпийского комитета или государственных структур.
На 1 апреля 2012 года одобренный ВЭБом лимит финансирования по олимпийским проектам составляет 137,41 млрд рублей, 68,62 млрд рублей выдано. Объем вложений частных инвесторов по схеме 30:70 мог составить 58,9 млрд рублей. По новой схеме с 10-процентным участием частных инвесторов объем финансирования со стороны госкорпорации может достичь 176,7 млрд рублей.
На апрель, по данным «Интерфакса», больше всего денег от ВЭБа получил проект «Роза хутор» Владимира Потанина — 21 млрд рублей. Проекту «Красная Поляна», принадлежащему Сбербанку и Магомеду Билалову, ВЭБ выделил 14,6 млрд рублей, структуре «Базэла» Олега Дерипаски — 18 млрд рублей и «Порту Сочи Имеретинский» — 4 млрд рублей.
Но «Роза хутор» ранее предъявила претензии к реализации схемы софинансирования олимпийских объектов: девелопер заявил о приостановке платежей со стороны ВЭБа. Госкорпорация и вице-премьер Дмитрий Козак это опровергли. В среду «Роза хутор» получил транш в размере 534 млн рублей. Чиновник не ожидает снижения темпов застройки.
Запросы в девелоперские компании в среду вечером остались без ответа. По данным «Газеты.Ru», «Красная Поляна» остается на схеме 30:70.
«ВЭБ вынужден изменить схему финансирования из-за удорожания объектов в процессе строительства, — объясняет старший вице-президент Knight Frank Андрей Закревский. — Но сумма затрат частных инвесторов останется той же». По оценкам эксперта, с начального этапа стройка объектов могла подорожать на 30—50%.
«У строителей нет свободных денег, и они не намерены рисковать первоначальными инвестициями, — отмечает и Юлия Гордеева из «Тройки Диалог».
«Возможно, теперь строительство в Сочи кажется не таким рентабельным», — говорит она.
Старший вице-президент Jones Lang LaSalle Hotels Марина Смирнова считает, что в основном интерес к строительству объектов в Сочи теряют строители гостиничных комплексов. «Стоимость выполнения таких объектов выше, чем у остальных, но нет гарантии, что они окупятся», — объясняет эксперт.
Успех проектов будет зависеть от того, сможет ли Сочи позиционировать себя как курорт после Олимпиады и каким будет приток туристов, считает Гордеева.
Глава Ростуризма Александр Радьков в интервью «Газете.Ru» назвал трудности реализации сочинских проектов временными. «Сейчас там идет большая стройка, ремонтируются туннели. Все это отпугивает туристов, но это временное явление. Для Сочи в будущем важно сформировать свой туристический бренд, определиться с тем, как Сочи будет себя позиционировать. Здесь нужна будет маркетинговая работа, чтобы они себя позиционировали как туристический город с определенным имиджем. К примеру, Анапа себя позиционирует как зона детского отдыха. И, хотя Сочи — это уже исторически сформировавшийся бренд, курорту все равно нужна некая новизна. После проведения Олимпиады нельзя терять темп, и уже сейчас нужно думать, что делать с этим дальше. Необходимо будет проводить какие-то крупные событийные мероприятия. Все будет зависеть от того, как выстроится маркетинговая программа, какие событийные мероприятия будут проводиться», — говорит он.
Изменение схемы финансирования олимпийских объектов
Государство берет на себя 90% затрат на олимпийские стройки.
Нашли ошибку? Выделите ошибочный текст мышкой и нажмите Ctrl + Enter