Развитие института ГЧП в спорте может привлечь значительные внебюджетные средства как на строительство и реконструкцию спортивных объектов, так и на проведение спортивных мероприятий, развитие отдельных видов спорта и спортивной отрасли в целом, рассказывает "Российская газета". Пока наша страна идет по пути изучения передового зарубежного опыта в данной сфере и внедрения его в спортивное движение России. В ряде стран в области ГЧП уже давно наметилась тенденция перехода от классических форм концессий к контрактам жизненного цикла (КЖЦ). Платежи частному партнеру поставлены здесь в прямую зависимость от соответствия объекта функциональным характеристикам, согласованным в контракте.
Поскольку российский рынок ГЧП развивается относительно недавно, доля ответственности бизнеса в спорте в этой части пока невелика. Между тем на Западе негосударственные инвестиции дают до 60% поступлений в спорт. Наиболее активно ГЧП в спорте развивается сегодня в странах Южной Европы - Испании, Италии и Франции. Одна из причин медленного развития схемы ГЧП в индустрии российского спорта - фрагментарность отечественного законодательства в этой сфере. Законодательство о государственных закупках плохо адаптировано под ГЧП. Стороны партнерства ограничены в возможности реализовывать проекты с применением различных схем ГЧП, отработанных в практике зарубежных стран. Бизнесу нужны реальные гарантии возвратности вложенных инвестиций. Для частных инвесторов также важно наличие дополнительных преференций, льгот, субсидий, иных видов господдержки, стимулирующих к применению и реализации ГЧП-проектов в спорте.
Сейчас обсуждается вопрос о внесении специальных поправок в Налоговый кодекс РФ, предусматривающих льготы по налогу на прибыль организаций и ряду других налогов для инвесторов, вкладывающих в развитие спортивной сферы. Применительно к Олимпиаде в Сочи Федеральный закон N 310-ФЗ об организации и проведении Игр-2014 предусматривает предоставление ряда налоговых льгот, в частности по налогу на прибыль и имущество организаций, НДС, что корреспондируется с соответствующими нормами в НК РФ. Отдельные льготы и преференции содержатся в некоторых региональных законах, касающихся ГЧП.
К сожалению, в отличие от Европы, где хорошо развита схема ГЧП в спортивной сфере, в России масштабные ГЧП-проекты можно пересчитать по пальцам. Например, правительство Нижегородской области заключило три концессионных соглашения на 10 лет, в рамках которых частный партнер должен профинансировать, построить, оснастить оборудованием и эксплуатировать три физкультурно-оздоровительных комплекса в Нижегородской области. Есть ряд реализованных ГЧП-проектов в сфере спорта в других субъектах РФ, однако до сих пор такой вид сотрудничества не является обычной практикой для строительства спортивных сооружений и объектов инфраструктуры в нашей стране. Даже при подготовке к Олимпиаде в Сочи пока ни одного существенного ГЧП-проекта не было реализовано. Наиболее богатый опыт привлечения бизнеса в спортивные проекты в Московском регионе, Республике Татарстан и Нижегородской области.
Власти рассчитывают на то, что предстоящий Чемпионат мира по футболу-2018 повысит инвестиционную привлекательность регионов. Но для этого прежде всего необходима адекватная и прозрачная нормативная правовая база. В России в отличие, например, от Греции не существует титульного закона о ГЧП, который бы комплексно регламентировал различные формы и модели ГЧП. Нужно активизировать работу по совершенствованию и гармонизации всего массива законодательства, регламентирующего правоотношения ГЧП, в том числе определяющего механизмы госгарантий и господдержки применительно к реализации проектов ГЧП.
В Общественной палате РФ уже прошел федеральную экспертизу проект ФЗ об организации и проведении ЧМ по футболу-2018. Но, к сожалению, пока из законопроекта абсолютно непонятно, как будет финансироваться строительство и реконструкция стадионов и других объектов, связанных с ЧМ-2018. В частности, не ясно, как и в какой пропорции будут распределяться средства из федерального бюджета, а также субъектов Федерации и муниципальных бюджетов. Непонятен и правовой механизм привлечения частных инвесторов к строительству и реконструкции спортсооружений и социальной инфраструктуры, неизвестно, будут ли им предоставляться государственные гарантии или льготные кредитные линии. Не урегулирована также ответственность государства и инвесторов за невыполнение взятых обязательств.
Тем не менее схема ГЧП в индустрии спорта имеет большой потенциал развития. Государству нужно максимально задействовать все возможные сферы частного бизнеса для поддержки спорта, прежде всего те, которые на спорте делают свою прибыль. Также нужно законодательно предусмотреть специальные отчисления на спорт со стороны лотерей, букмекеров, тотализаторов, спорт-баров. Не следует забывать про интеллектуально-коммерческие игры, прежде всего спортивный покер, который в 2009 году был выведен из реестра спорта и сейчас в законодательном плане не урегулирован. Но фактически индустрия спортивного покера существует, и после ее цивилизованного урегулирования в игровом законодательстве по аналогии, например с Францией, Германией, Италией, Испанией и другими странами, она сможет наряду с другими сферами принести большие инвестиции в развитие спортивного движения в России.
Интервью С.В. Алексеева "Российской Газете" по поводу использования института ГЧП в сфере физической культуры и спорта
Интервью председателя Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, президента Национального объединения спортивных юристов России, доктора юридических наук, профессора Сергея Алексеева "Российской Газете" по поводу использования института ГЧП в сфере физической культуры и спорта.
Почему государство привлекает бизнес в индустрию спорта? Зачем это нужно?
В связи с переходом нашей страны к рыночной экономике государство не в состоянии полностью материально обеспечивать и финансировать сферу физической культуры и спорта, несмотря на то что развитие данной сферы, в частности из-за низкого уровня здоровья населения, а также насущной необходимости увеличения конкурентоспособности нашей страны в спорте высших достижений, является одним из приоритетных направлений государственной политики. В условиях сокращения бюджетных финансовых ресурсов возможности осуществлять долгосрочные проекты в сфере спорта существенно снижаются. Развитие института ГЧП в спорте способно привлечь значительные внебюджетные средства как на строительство и реконструкцию спортивных объектов (спортсооружений), так и на проведение спортивных мероприятий, развитие отдельных видов спорта, развитие спортивной отрасли в целом.
Как реализуются ГЧП-механизмы в России в индустрии спорта?
Наша страна идет по пути изучения передового зарубежного опыта в данной сфере и внедрения его в спортивное движение России. В ряде зарубежных стран в области ГЧП уже давно наметилась тенденция перехода от классических форм концессий к контрактам жизненного цикла (КЖЦ). Данная форма предусматривает обязательства частного партнера по проектированию, строительству, финансированию и эксплуатации объекта долгосрочного соглашения, при этом платежи частному партнеру поставлены в прямую зависимость от соответствия объекта функциональным характеристикам, согласованным в контракте.
Какие действия совершает государство для привлечения бизнеса к финансированию проектов чемпионата мира по футболу 2018?
На днях (30 авг. 2012г.) в стенах Общественной Палаты РФ проходил общественную экспертизу проект федерального закона об организации и проведении ЧМ по футболу 2018, и на данный момент из текста данного законопроекта, пояснительной записки и финансово-экономического обоснования к нему абсолютно не понятно как будет финансироваться строительство и реконструкция стадионов и других объектов, связанных с ЧМ-2018 по футболу. В частности, как и в какой пропорции, будут в этой связи распределяться средства из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и муниципальных бюджетов. Не совсем понятен и правовой механизм привлечения частных инвесторов к строительству и реконструкции спортсооружений и социальной инфраструктуры, в частности, будут ли им предоставляться государственные гарантии или льготные кредитные линии. Не урегулирована также ответственность государства и инвесторов за невыполнение взятых обязательств.
Почему ГЧП не развивается активно в сфере спорта? Проблема в недостатке доверия со стороны инвесторов к государственному партнерству в вопросе возвратности вложенных средств?
Одна из причин – фрагментарность отечественного законодательства в сфере ГЧП, неадаптированность законодательства о государственных закупках под ГЧП. Стороны партнерства ограничены в возможности реализовывать ГЧП-проекты с применением различных схем ГЧП, отработанных в практике зарубежных стран. Важно также наличие дополнительных преференций, льгот, субсидий, иных инструментов господдержки частных инвесторов, стимулирующие к применению и реализации ГЧП-проектов в спорте. И конечно же нужны реальные гарантии возвратности вложенных инвестиций.
Предусмотрены ли законодательством дополнительные инструменты господдержки при реализации инвест проектов в сфере спорта?
Сейчас обсуждается вопрос о внесении специальных поправок в Налоговый кодекс РФ, предусматривающих льготы по налогу на прибыль организаций и ряду других налогов для инвесторов, вкладывающих в развитие спортивной сферы. Применительно к Олимпиаде в Сочи Федеральный закон № 310-ФЗ об организации и проведении Игр-2014 предусматривает предоставление ряда налоговых льгот, в частности по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций, НДС, что корреспондируется с соответствующими нормами в НК РФ. Отдельные льготы и преференции содержатся в некоторых региональных законах, касающихся ГЧП.
Какие проекты в спорте уже реализованы по средствам ГЧП? Какие проекты запланированы?
К сожалению, в отличие от Европы, где существует множество форм и проектов ГЧП в спорте, в нашей стране масштабные ГЧП-проекты пока можно пересчитать по пальцам. Скажем, Правительство Нижегородской области заключило три концессионных соглашения на 10 лет, в рамках которых частный партнер должен профинансировать, построить, оснастить оборудованием и эксплуатировать три физкультурно-оздоровительных комплекса в Нижегородской области. Есть ряд реализованных ГЧП-проектов в сфере спорта в других субъектах РФ, однако до сих пор такой вид сотрудничества не является обычной практикой для строительства спортивных сооружений и объектов спортивной инфраструктуры в нашей стране.
В каких регионах наиболее богатый опыт привлечения бизнеса в спортивные проекты?
На сегодняшний день это Московский регион, Республика Татарстан, Нижегородская область и некоторые другие.
Сможет ли предстоящий ЧМ-2018 повысить инвестиционную привлекательность регионов?
Несомненно, должен, но для этого, прежде всего, необходима адекватная и прозрачная нормативная правовая база. В России в отличие, например, от Греции не существует титульного закона о государственно-частном партнерстве, который бы комплексно регламентировал различные формы и модели ГЧП. Нужно активизировать работу по совершенствованию и гармонизации всего массива законодательства (федерального и регионального), регламентирующего правоотношения государственно-частного партнерства, в том числе определяющего механизмы государственных гарантий и государственной поддержки применительно к реализации проектов ГЧП.
Были ли реализованы в Сочи какие-либо ГЧП проекты или там все строилось по схеме госзаказа?
К сожалению, насколько мне известно, пока ни одного существенного ГЧП-проекта, связанного с подготовкой зимней Олимпиады в Сочи, пока реализовано не было.
Какова доля ответственности бизнеса в спорте? (Если сравнивать Россию и Европейские страны)
Поскольку российский рынок ГЧП стал развиваться относительно недавно, доля ответственности бизнеса в спорте в этой части пока не велика. Между тем на Западе негосударственные инвестиции дают до 60% поступлений в спорт. Наиболее активно ГЧП в спорте развивается сегодня в странах Южной Европы – Испании, Италии и Франции.
Каков потенциал развития ГЧП в спорте?
Потенциал весьма большой. При этом целесообразно максимально задействовать все возможные сферы частного бизнеса для поддержки спорта, прежде всего те, которые на спорте делают свою прибыль. Так, нужно законодательно предусмотреть специальные отчисления на спорт со стороны лотерей, букмекеров, тотализаторов, спорт-баров, и наконец не следует забывать про интеллектуально-коммерческие игры, прежде всего спортивный покер, который в 2009 г. был выведен из реестра спорта и сейчас в законодательном плане пока не урегулирован, хотя фактически индустрия осталась и после ее цивилизованного урегулирования в игровом законодательстве (Федеральный закон 244-ФЗ), по аналогии, например, с Францией, Германией, Италией, Испанией, и многими другими передовыми зарубежными странами, она сможет наряду с указанными сферами дать дополнительные инвестиции в развитие спортивного движения Российской Федерации.