Есть один пункт, которому нас научил пример размещения первичных акций Facebook: если компания представляет известный бренд, о котором знают все, это не делает эту компанию инвестиционно привлекательной.
Конечно, возможно такое объяснение не сможет остановить заядлых болельщиков "Мачестер Юнайтед" купить часть любимого клуба. Согласно последним данным, владельцы клуба, планировавшие провести первичное размещение акций на фондовой площадке Сингапура, изменили своё решение и планируют IPO в США, так как инвесторы привыкли к так называемой двух уровневой структуре фондового управления (например, такая модель Facebook увеличила продажу акций компании). База болельщиков клуба оценивается в 330 миллионов фанатов по всему миру - это больше, чем население США. Владельцы клуба очень надеются на то, что энтузиазм больельщиков превратится в желание завладеть акциями клуба.
Идея размещения акций в спортивном мире может казаться достаточно новой для России и даже Америки. Например, БК "Бостон Селтикс" занимался продажей акций в разные периоды своей истории. ФК "Грин Бэй Пейкерс" также выпускал акции, хотя популярностью эти акции не особо пользовались. Но в конце концов, эти инвестиции со стороны фанатов диктовались скорее любовью к клубу, нежели желанием заработать на покупке акций. В Европе спортивные клубы все чаще и чаще становятся публичными. В соответствии с документом, подготовленным французскими и бельгийскими учеными, более чем 40 клубов продавали свои акции с 1983 года, несмотря на то, что они пользовались не большим успехом в этом деле, чем американские клубы. В документе также отмечается, что доходы клубов были ничтожны и были слишком тесно связаны с успехом или неуспехом на поле. Очевидно, что многие клубы переставали выпускать акции.
Проще говоря, покупка акции спортивных клубов приравнивалась к букмекерству (ставке на команду). И в этом году это была заявка на проигрыш. STOXX Europe Football Indeх (Индекс Европейских Футбольных клубов на бирже) упал на 53% процента в 2011 году. А Bloomberg European Football Club Index (Блюмберг Индекс Европейский клубов), который фокусируется на английских и шотландский клубах, упал на 6%.
Если учитывать все описанные факты, то "Манчестер Юнайтед" ничем не отличается от других клубов. Недавно Forbes оценил клуб как наиболее выгодную спортивную франшизу в мире, а стоимость клуба по данным Forbes составляет в 2,24 млрд долларов, что по сравнению с прошлогодними данными выше на 20%. Клуб обгоняет "Нью-Йорк Янкиз" и "Даллас Ковбойз" на 385 млн долларов. Команда успешна на поле из года в год, а их гигантская база фанатов в Азии делает клуб одним из самых известных по всему миру и дает возможность стать настоящим международным брендом. Некоторые эксперты оценивает стоимость клуба чуть ниже, чем Forbes, и объясняют это долгами американских владельцев в 2005 году.
Итог: Спорт это новинка для инвестиций. Но для настоящего фаната, что еще может показать большую преданность клубу чем владение его акциями?
Справка:
В истории практически не существует успешных примеров функционирования клуба как акционерного общества. Например, на протяжении 7-8 лет акции немецкого футбольного клуба "Боруссия Дортмунд" обесценились на 80%, упав в цене с 11 до 2 евро за штуку. Наиболее "показательный пример" - это римский "Лацио", стоимость акций которого колебалась от 0,5 – 1,5 евро за шт. (2005 - 2007) . "Большое влияние на данное обстоятельство оказали судебные процессы против клуба. Необходимо учитывать тот факт, что помимо общепринятых рисков предприятий, на акциях футбольных клубов отражаются практически всё, что с ними связанно: это и результаты команды, травмы футболистов, заявления клубных функционеров в СМИ, посещаемость матчей и т.д. Один из позитивных примеров это "Лион" в 2007 году, когда он первым из французских клубов осмелился выйти на биржу и получил со своих акций порядка $ 120 млн.
У футбольного направления также существуют свои индексы, вот некоторые из них:
- PREM Index
- NPRM Index
- Kick Index
- Normura Football Index
- Normura Leading Football Index
- Champions Index
По материалам The Atlantic и lifejournal.com Дигилов Матвей