Взгляд на PR-деятельность в экзотическом виде спорта
Спортивным клубам, как и любым другим организациям, необходимо управлять своими коммуникациями, и внешними, и внутренними. Подписание контрактов с партнерами, поддержка сообщества, работа с клиентами или болельщиками, формирование команды как группы единомышленников, разделяющих политику руководства и готовых к решению сложных задач, – все эти вопросы так или иначе требуют грамотной пиар-подготовки.
И это касается не только популярных видов спорта. Исторический средневековый бой (ИСБ), несмотря на название, – один из самых молодых видов единоборств. Он появился на рубеже 1990-х и 2000-х, но окончательно оформился только шесть лет назад.
Исторический средневековый бой
ИСБ – это полноконтактное сражение на стальном незаточенном оружии. Бойцы облачены в доспехи, как и оружие, сделанные по историческим образцам. Разрешены не только ударные, но и борцовские приемы. В чемпионате мира по историческому средневековому бою «Битва наций» 2016 года приняли участие более 700 бойцов из 30 стран. Всего ИСБ представлен в 45 странах на шести континентах.
На первый взгляд бои облаченных в исторические костюмы людей больше напоминают театр, но это действительно спорт со своими соревновательными номинациями как в одиночном, так и в командном разрядах. ИСБ активно развивается, число участников крупных турниров постоянно увеличивается. Становится больше и клубов, в том числе в России. Многие из них проводят свои турниры, пытаются привлекать к ним спонсоров. А значит, растет и конкуренция в отрасли. В этих условиях, тем более при не очень высокой осведомленности населения об исторических боях, грамотная PR-работа особенно важна.
Базовая движущая сила ИСБ – бойцы. Это люди, максимально заинтересованные в развитии вида спорта. Второй фактор прогресса – возможность проводить тренировки, для чего необходимы подходящие площадки, оружие, обмундирование. Дальше тот, кто усердно тренируется, захочет испытать свои умения на практике. Так что третий важный для развития момент – турниры. Они мотивируют бойцов и помогают оценить верность тренировочного процесса.
Сильнее всего на развитие ИСБ влияют клубы. Преследуя свои цели, они помогают всему виду спорта. Именно клубы занимаются продвижением ИСБ с целью привлечения новых бойцов. Они же обеспечивают тренировочные условия и воспитывают новых спортсменов. Клуб может помогать и с инвентарем. Основные организационные моменты подготовки к турнирам и участия в них также регулируются клубами.
ИСБ – специфический и очень интересный вид спорта. Не каждый день можно увидеть настоящего рыцаря, а тем более массовый турнир с их участием. Но мало кто знает, что существуют такие клубы, турниры и в целом такой вид спорта.
Клуб «Русский орден» совместно с московским центром досуга и творчества «Огонек» провел 9 мая 2018 года большой турнир по историческому средневековому бою «Первый рыцарь». Выступали не только опытные бойцы, но и новички. Была организована отдельная номинация «Спортивный меч» для детей от 5 лет. Турнир впервые проходил на открытой площадке в парковой зоне.
Для продвижения турнира организаторы сделали афиши, проморолик, нашли спонсоров, разработали конкурс в социальной сети. Но этого мало для привлечения новых зрителей. Неиспользованными остались даже очевидные ходы: пресс-конференция организаторов, сотрудничество с местными властями, проведение мастер-класса, создание фотозоны с возможностью примерить доспехи и с конкурсом на лучший кадр… Не говоря уже о по-настоящему вирусных акциях: только представьте, какой простор для фантазии дает простая прогулка по городу рыцаря в полном обмундировании.
Крупнейшие клубы России
«Русский орден». Около 60 человек по всей стране. Четыре раза в год проводит турниры, на которые удается привлечь по два-три спонсора. Инициируют в год три-четыре публикации о своей деятельности.
«Берн». Около 300 человек. Три мероприятия в год с пятью–шестью спонсорами каждое. Пять-шесть публикаций в год.
«Баярд». 40 человек. Не проводит турниры, спонсоров нет. Публикаций – две-три в год.
К сожалению, клубы исторической реконструкции не уделяют должного внимания PR-деятельности. Мы посмотрели на работу десяти крупных клубов. Только у двух из них удалось выявить штатного пиарщика, а у шести даже не работал официальный сайт! Хотя в социальных сетях, в первую очередь «ВКонтакте», страницы есть у всех. Представители клубов считают, что пиар – это дорого, но забывают об эффекте, который может дать даже одна качественная публикация в СМИ. Тем более, что пока им на руку может сыграть эффект низкой базы. Клуб, первым начавший серьезную популяризацию ИСБ, сможет стать олицетворением всего вида спорта.
Текст: Валентина Булатова, факультет «Спортивный маркетинг» университета «Синергия»