Профессор университета Западный Париж — Нантер указывает на насилие и финансовые девиации, которые порождает этот зрелищный спорт
Проведение Евро-2012 было доверено Украине и Польше Союзом европейских футбольных ассоциаций (УЕФА), председателем которого является Мишель Платини, дабы укрепить присутствие этих стран в лоне Европы. Та самая Украина, которую Ангела Меркель назвала «диктатурой», нашла себе лучшего защитника в лице графа Жака Рогге, председателя Международного олимпийского комитета (МОК). «Бойкот не изменит хода истории», – уверял он категорично, вероятно, опасаясь, что «политический бойкот» – объявленный главными европейскими руководителями и главами правительств, в числе которых Франсуа Олланд («Я очень люблю футбол, но то, что происходит на Украине – это проблема») – может распространиться дальше.
Однако этот весьма символический «политический бойкот», не имеющий никаких конкретных политических последствий, был отвергнут сторонниками счастливой футбольной глобализации. Путин, со своей стороны, говорил, что «ни в коем случае нельзя смешивать политику, бизнес и другие вопросы подобного рода со спортом, нужно оставить спорт в покое. Я придерживаюсь принципа, который исповедует и поддерживает Международный олимпийский комитет: спорт вне политики». Вырвав у Турции право проведения Евро-2016, Николя Саркози заявил, что «мы во Франции думаем, что спорт – это ответ на кризис. Именно потому, что у нас кризис, что есть проблемы, нужно мобилизовать всю страну на организацию больших событий».
Что говорят нам все эти мнения и заявления? Прежде всего они говорят о пугающем влиянии, даже о планетарном владычестве футбола. Бюджет Международной федерации футбольных ассоциаций (ФИФА) превышает бюджет Франции. Эта организация и в самом деле глобализирована и огромна (федерации, клубы), ее влияние распространяется по всему миру (телевидение), а его воздействие на людей, объединяющихся в варварские орды или прилипших к экранам, как зомби, колоссально. Футбол стал похож на дорожный каток, сминающий на своем пути все классические политические формы и уничтожая любую возможность осознания реальности происходящего. Политическая жизнь разлагается под воздействием футбольной кислоты, разливаемой неизбранными спортивными правительствами. Футбол даже заменил собой искусство и культуру в качестве новой эстетической формы: ведение мяча по ценности равно картине Кандинского, удар в стиле Паненки – «Трем сказкам» Флобера, победа – «Фантастической симфонии» Берлиоза.
Чем больше обостряется социальный и политический кризис в Европе, скатываясь в некоторых странах (Испания, Италия, Греция...) к общей деградации, тем более сильным и влиятельным становится футбол, с его звездами, зачастую не брезгующими допингом и получающими неприличное жалованье (33 миллиона евро в год у Лионеля Месси (Lionel Messi), то есть больше одного МРОТ за час). И это вовсе не вызывает особого возмущения у «возмущенных». Ибо если уж попал в футбольный мир – выхода не будет: он наполняет жизнь сотен миллионов человек, лишенных будущего. Он стал проектом для тех, у кого нет проектов.
Сила футбола является составляющей оригинальной политической формы, которую он принял за несколько лет, расшибая и растворяя ценности, связанные с эмансипацией, солидарностью, равноправием, не говоря уже об исчезновении гуманистической культуры, лежащей в основе любой демократии.После сеющего смерть насилия на египетском стадионе в феврале этого года (74 убитых и более 1 000 раненых)исламистские радикалы сформировали новую политическую партию.
В прессе Северной Африки появляется тревожная, хотя и весьма немногочисленная, информация, показывающая, что футбол разжигает и поддерживает сцены гражданской войны или, говоря точнее, что футбол задает ритм политической жизни и ведет ее к новой фазе социального хаоса. Футбол ни в коей мере не успокаивает взрывоопасную ситуацию ни в этих странах, ни в наших, но как таковой участвует в их разложении путем насилия на трибунах и возле стадионов, в городах, среди болельшиков-хулиганов, пьяных от ненависти, мщения и пива.
Недавние обыски у членов сборной Италии по футболу показали лишь верхушку айсберга: это купленные игроки и планетарная система договорных матчей.
400 миллиардов евро ставок на тотализаторе в Интернете вытекают из нового пристрастия, разоряющего тысячи человек и иногда толкающего их к суициду. И здесь не некий внешний фактор испортил футбол как таковой, а сам футбол привлек к себе мафию, которая находит именно в этом массовом виде спорта средство для легкого отмывания грязных денег.
Зрелищный футбол – не та красивая, чистая и возвышенная игра, которую некоторые, как им кажется, смотрят невинными глазами. «Футболизация» умов и – шире – их «спортивизация» – одно из наиболее пугающих психических расстройств начала XXI века.
Источник http://rus.ruvr.ru