Игра на лыжах

Игра на лыжах

Как в России создавали сообщество лыжников-любителей


Текст: Владимир Морозов


В феврале 2020-го начал работу сервис Fischer Athletes. Он позволяет людям из разных городов соревноваться между собой и сравнивать свои результаты со спортсменами-олимпийцами. По итогам бесснежной зимы-2019/20 и во врем пандемии проект получил высокую оценку 13-кратного чемпиона мира Петтера Нортуга и штаб-квартиры крупнейшего производителя лыж.

Конкурентный ход

Лыжами в России занимаются по меньшей мере 1,5 млн человек. В Fischer Athletes в первые полгода зарегистрировалось около тысячи. Показатель на первый взгляд скромный, но для почти не рекламировавшегося сообщества результат неплохой.

Проект работает на базе приложения Strava, которым часто пользуются бегуны, пловцы, велосипедисты, а также триатлонисты. Лыжникам в нем не хватало сводной таблицы, позволяющей сравнивать себя с другими атлетами. Эту нишу и закрывает новый сервис.

К созданию своего сообщества Fisсher подтолкнула конкуренция. Amer Sports после покупки китайскими инвесторами интенсивно продвигает в России торговые марки Salomon и Atomic, например, через местные соревнования. Первым ответным шагом австрийской компании стало создание для участия в этих забегах команды под собственным брендом. Через год появился сервис для лыжников, и это тоже стремление напомнить о себе. Невозможно поддерживать абсолютно все лыжные мероприятия, но можно сделать так, чтобы на них выступали представители комьюнити Fischer.

55,9 тыс. км пробежали спортсмены Fischer Athletes зимой-2020/21


Гонка за звездой

Крупные производители экипировки уже много лет объединяют спортсменов в сообщества. Наибольших успехов достигли приложения adidas и Nike. Их популярность растет в том числе благодаря продуманному маркетингу и привлечению звезд. Скажем, в Nike Running Club можно провести тренировку с Дзюбой. Среди амбассадоров Fischer Athletes – олимпийский чемпион Александр Легков, призеры Игр Иван Алыпов и Алексей Петухов, чемпион мира Сергей Устюгов.

«Российские лыжники и биатлонисты очень открытые, – рассказал запускавший приложение в качестве директора по маркетингу „Fischer Россия“ Роман Чебунин, – особенно если сравнивать их со звездами футбола или хоккея. У Легкова, Устюгова и Шипулина голова болит не только о собственном росте, но и развитии любимого вида спорта в целом, поэтому они с удовольствием согласились принять участие в проекте».

По итогам первого зимнего сезона Александр Легков был лишь на 17-м месте. Позиция в рейтинге определяется по общей дистанции, а у олимпионика оказалось банально меньше забегов, пусть и с лучшей средней скоростью.

Мотивация стать сильнее известного спортсмена не единственная. Победителям различных челленджей полагаются призы. А на некоторых реальных соревнованиях организуют отдельный зачет для пользователей Fischer Athletes.


1637 участников зарегистрировано в клубе Fischer Athletes на платформе Strava


Перспективы роста

Запуск платформы состоялся в неудачное время. Проект заработал в феврале 2020-го, а эта зима выдалась одной из самых бесснежных за последние годы. По данным «Яндекс.Маркет», спрос на лыжи в январе упал на 49% по сравнению с тем же периодом 2019 года. Затем по всем отраслям ударил коронавирус, и из-за пандемии раньше закрылся сезон в тех регионах, где обычно катаются до середины весны. Но даже в этих обстоятельствах удалось собрать почти тысячу пользователей. Естественно, многие зарегистрировались только из любопытства: в Fischer Athletes говорят о трех сотнях активных пользователей. В основном это молодежь, которой просто так кататься уже скучно. О монетизации речь пока не идет.

Создатели Fischer Athletes за два-три года планировали довести аудиторию сервиса до 50–70 тыс. – и это только в России. Есть предпосылки и для выхода в другие страны. Сервис появился в российском филиале Fischer, пусть и с благословения штаб-квартиры в австрийском Риде. По словам Романа Чебунина, согласование проходило не только из-за субординации, но и из-за желания сразу делать проект глобальным. В перспективе – рейтинги между странами: норвежцы против русских, финны против шведов. Одним из тех, кто высоко оценил сервис, стал Петтер Нортуг – норвежский лыжник, двукратный олимпийский чемпион.


По данным Mediascope, регулярно бегают на лыжах 1,7 млн россиян. При этом сами беговые лыжи есть не только у 23% «спортивных», жителей России, но и у 8% среди тех, кто вообще не занимается спортом


По задумке, Fischer Athletes призван вдохновить лыжников больше заниматься любимым видом спорта. Аудитория проекта пока мала, чтобы говорить об успехе и невероятных перспективах. Но уже впечатляет, что российский филиал огромной международной компании создает то, что способно привнести новизну в весьма консервативную индустрию беговых лыж во всем мире.


Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №2 (41) сентябрь 2020

Похожие статьи


Неймар выпускает собственное приложение со стикерами-смайликами
Неймар выпускает собственное приложение со стикерами-смайликами

Neymoji позволит пользователям обмениваться изображениями футболиста


Пять самых технологичных команд 2016 года
Пять самых технологичных команд 2016 года

Сайт SportTechie провел анализ наиболее технологически продвинутых, инновационных профессиональных спортивных клубов.



10 техно-советов стадионам
10 техно-советов стадионам

Как завоевать любовь болельщиков и удержать их на трибунах с помощью технологий