Развитие компьютерного спорта в России приводит к открытию все новых образовательных программ
Киберспорт за короткое время развился так, что в желании стать профессиональным игроком в доту или контру уже нет ничего удивительного. Тем более в этом виде спорта пока не такой высокий порог входа – карьеру можно начать и в солидном по меркам футбола или хоккея возрасте.
Понятно, что успешными геймерами становятся единицы. Но шансы есть у любого увлеченного игрока. А повысить эти шансы предлагают учебные программы, курсы и даже академии киберспорта. Их становится все больше – спрос пока превосходит предложение, хотя судить об успешности такого образования рано, индустрия еще слишком молода. Но получить специальность киберспортсмена, менеджера, комментатора, организатора турниров или тренера уже можно.
Кибервышка
Киберспорту учат во всех формах: и очно, и заочно, и дистанционно. Можно даже получить высшее образование. Российский государственный университет физкультуры, спорта, молодежи и туризма (РГУФКСМиТ) набирает на направление «Компьютерный спорт» с 2014 года. Студентам сначала преподают дисциплины из основной программы специальности «Физическая культура» (философия, психология, анатомия человека, биохимия и другие), а с третьего курса – теорию и методику компьютерного спорта, спортивно-педагогическое совершенствование, менеджмент в киберспорте, организацию киберспортивных соревнований.
«Мы обучаем не столько киберспортсменов, сколько профессиональные кадры для киберспорта. Выпускники кафедры работают тренерами, судьями и организаторами турниров. У нас есть как очная форма обучения с наличием бюджетных мест, так и заочная. Кроме того, по киберспортивной специальности в нашем вузе работает магистратура и аспирантура».
Преподаватель киберспорта в РГУФКСМиТ Ярослав Гиряков
Платное обучение в ГЦОЛИФК стоит ₽120 тыс. в год. Для поступления необходимо предоставить результаты ЕГЭ по русскому языку и биологии, пройти собеседование и испытание по выбранному виду спорта (бег на 1000 метров, прыжки в длину с места, подтягивание на перекладине) и тест по определению когнитивных способностей и сенсомоторной реакции. Сейчас на четырех курсах очного отделения обучается 56 киберспортивных студентов.
Кадровый голод
Конечно, для получения киберспортивной специальности не обязательно связывать себя с четырехлетней вузовской программой. Существуют и краткосрочные курсы. В октябре 2017 года свою программу «Управление киберспортом / E-Sports Management» на базе Высшей школы экономики запустила и Федерация компьютерного спорта России.
«Мы разработали курс подготовки киберспортивных менеджеров, чтобы решить проблему нехватки кадров в индустрии. Его авторы и преподаватели – лучшие практики, топ-менеджеры, эксперты из большого спорта, специалисты из смежных областей. Среди них региональный директор Riot Games, генеральный секретарь International e-Sports Federation, представитель ESL. Они делятся бесценными знаниями и опытом. В результате слушатель программы овладевает всеми необходимыми навыками для руководства киберспортивным проектом. По окончании программы слушателям выдаются дипломы государственного образца о переподготовке».
Президент Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит
Заявки в первую группу слушателей подали несколько десятков человек. Они будут заниматься с 6 декабря 2017 года по 13 июня 2018 года и заплатят за это по 200 тыс. рублей.
Без отрыва от экрана
Для тех, кому важнее всего прокачать свои геймерские навыки, больше подойдут онлайн-сервисы. Они гораздо доступнее. Например, запущенный в августе 2017 года русскоязычный обучающий сервис по игре Dota 2 MoreMMR.com стоит примерно $5 в месяц. Создатели сайта обещают, что за этот срок можно поднять свой рейтинг на 600 очков, это в несколько раз быстрее стандартного графика среднего игрока. Обучение ведется с помощью видеороликов, контент рассчитан как на начинающих, так и на профи.
В ближайших планах сервиса – организация курсов по другим дисциплинам, включая League of Legends и Counter-Strike. Разработчики хотят быстро реагировать на все тренды и адаптировать свою систему под самые актуальные новинки, чтобы выйти на аудиторию в сотни тысяч обучающихся. Тестовый период работы сервиса оптимизма не убавил, хотя от учащихся поступали жалобы на технические неполадки и проблемы с доступом к видео.
«Большинство игроков не понимают, что конкретно им нужно развивать. Наша аналитика может им помочь. Мы предлагаем улучшать сильные стороны или подтягивать отстающие в зависимости от того, что более эффективно, используя практические задания, которые пользователь проходит внутри самой игры, – квесты. Наряду с этим даем пользователю фидбек, определяя, насколько выросли его навыки, и сравнивая их с результатами других пользователей».
Сооснователь MoreMMR.com Максим Древаль
Пользователь MoreMMR.com может экономить, получая внутреннюю валюту сервиса за успешное выполнение заданий и за приглашение друзей. При этом основатели сайта планируют выйти на окупаемость уже через год. В их пользу то, что в России таких сервисов почти нет. А вот на английском языке найти видеоуроки не проблема. Большинство из них посвящено Dota 2. Программакомпаньон Feedless делает во время игры скриншоты, проводит анализ и дает советы. Сайт для разбора матчей GOSU.AI оценивает ваши предметы в начале игры, рассказывает, какой вклад в победу вы внесли и какие ошибки совершили. Pvgna и GameLeap – это ресурсы с видеогайдами. Все они предлагают свои услуги и тем, кто впервые запустил игру, и тем, кто считает, что знает почти все. Именно успешный опыт западных проектов, в том числе и офлайновых, дает российским организаторам основания рассчитывать на успех своих начинаний.
Текст: Артем Ращупкин
Фото: РГУФКСМиТ, ФКСР, MoreMMR
Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №4–5 (31–32) декабрь 2017