Серфинг в мегаполисе – реальность. Дорогая, но окупаемая.
Автор: Юрий Истомин
Московские власти обещают построить к 2023 году центр занятий серфингом в Хорошево-Мневниках. Это не первый подобный объект в России. Какими бывают искусственные волны и сколько они стоят, разобрался СБК.
Миллионы и киловаты
У серфинга несколько видов, различающихся условиями для катания и размерами доски. От этого зависят и параметры искусственной волны. Например, распространенная технология Flowrider подразумевает натянутое полотно, по которому течет неглубокая, но быстрая вода. Она позволяет кататься на небольшой доске. Это тоже скоростной вид спорта, но он отличается от классического серфинга. В Москве по такой технологии работают Nalu Baloo в Лужниках, «Юна-Life» в Выхино и Famaradise в Люблино. А вот SurfBrothers в Сколково предлагает волну, на которой можно тренироваться на досках для океанического серфинга. Там создан своеобразный порог шириной до девяти метров, а высотой – до двух.
Из-за специфики технологий сравнивать центры сложно – как с позиции клиентского опыта, так и с точки зрения вложений. Flowrider получила большее распространение из-за доступности. Если центр в Сколково потребляет в час 1–1,3 мегаватта, то, по словам генерального директора Nalu Baloo Андрея Кузнецова, расход энергии искусственной волны в Лужниках в среднем около 130– 180 киловатт в час. Стоимость самих объектов тоже отличается.
«Мы запустили франшизу, – рассказал Кузнецов. – Инвестиции в открытие центра – около ₽80 млн. Сюда входит ремонт, оборудование, кафе и кухня, а также найм и обучение персонала, то есть все то же самое, что у нас в Лужниках. Что касается технологии искусственной волны, то она разработана совместно со специалистами канадской компании Whitewater и запатентована в России».
SurfBrothers тоже расширяются, по словам основателя компании Василия Прачева, стоимость их нового проекта – ₽180–200 млн. Но если в Сколково площадь центра 3 тыс. м2 и есть спа и фитнес, то серф-клуб без дополнительных услуг может разместиться и в помещении от 1,5 тыс. м2.
Бизнес-модель SurfBrothers подразумевает аренду помещения – это позволяет быстрее запустить проект. Разместить объект можно в некапитальном сооружении на арендованной земле, но, как говорит Прачев, это сопряжено
с юридическими трудностями.
«Открыть серф-центр в уже построенном помещении не проблема, – дополнил Кузнецов. – Но есть определенные требования к зданию.
Например, несущая плита перекрытия должна выдерживать нагрузку около полутора тонн на квадратный метр. Конечно, необходимы и очень высокие потолки». К отоплению, вентиляции и канализации центры искусственной волной экстремальных требований не предъявляют.
Спорт и развлечение
Серфинг вошел в олимпийскую программу на Играх в Японии. И в целом этот вид спорта давно перестал считаться экзотикой, что лишь подстегнуло спрос на центры с искусственной волной.
«В Москве сезон открытой воды короткий – с конца мая по сентябрь, – рассказал Андрей Кузнецов. – У нас же можно кататься круглый год, так что в холодное время года посетителей становится больше. Но и летом посещаемость не проседает, потому что для эффективных тренировок рекомендуется сочетать занятия на открытой воде и на искусственной волне. В серф-центре гораздо удобнее отрабатывать определенные навыки и трюки».
Высокий сезон для искусственной волны – с октября по май
В Лужники приезжают и профессионалы, и любители. Площадка также пользуется спросом как место проведения корпоративных мероприятий и дней рождения. То есть для кого-то искусственная волна – развлечение или аттракцион, а для других – серьезный тренажер.
«К нам приходят гости, которые уже знакомы с досочными видами спорта, – продолжает руководитель Nalu Baloo. – Это отличный способ научиться кататься, на искусственной волне освоить азы гораздо проще. После падения на вейксерфе на открытом водоеме вам потребуется несколько минут, чтобы заново встать, у нас же на это уходят секунды. А еще к нам летом приходят сноубордисты, ведь техника катания в этом виде спорта в целом схожа с нашей».
Российская федерация серфинга не проводит официальных сборов и соревнований на искусственной волне, но отдельные профессиональные спортсмены приходят тренироваться по собственной инициативе.
«У нас есть хороший кейс, – поделился Василий Прачев. – В прошлом году чемпионат России проходил на Камчатке, и призовые места заняли спортсмены, которые готовились именно у нас. Они очень высоко оценили условия для тренировок в Сколково».
Василий отметил, что примерно треть клиентов центра со временем начинают заниматься серфингом активнее и ставят цель съездить на океанические волны.
Окупаемость и чек
Построить эффективный бизнес на искусственной волне реально, считают опрошенные СБК эксперты. В SurfBrothers оценивают срок возврата вложений в 3–4 года, в Nalu Baloo – в 2,5–3. Если оставить за скобками коммунальные платежи, то важнейшей статьей расходов Андрей Кузнецов называет тренерский состав, ведь рынок труда в этой сфере молодой, конкуренция высокая.
Срок окупаемости серф-центра – от двух с половиной лет
Успех (как спортсмена, так и серф-центра) сильно зависит от квалификации и опыта инструкторов, поскольку самостоятельно встать на доску сложно, а с хорошим тренером это можно сделать за одно занятие. На искусственной волне проводят индивидуальные и групповые занятия. Помимо разовых посещений, в клубах предлагают абонементы. Например, 8 часовых групповых занятий в Nalu Baloo стоят ₽21 тыс. В клубе утверждают, что около 70% гостей приходят повторно, а 30% приобретают абонементы. Суммарная ежемесячная посещаемость – около 900 человек.
В Сколково каждый месяц в среднем приходит 3 тыс. человек. Стоимость тренировок выше. 10 групповых занятий с инструктором стоят ₽55 тыс. Это связано не только с техническими различиями – многое определяет локация.
«Мы находимся в российской „силиконовой долине“, поэтому у нас проходят корпоративные мероприятия, катаются стартаперы, венчурные инвесторы, топ-менеджеры, и формируется особое комьюнити. При открытии нового центра мы тоже уделим большое внимание локации. Все-таки искусственная волна – это премиум-продукт с высоким чеком», – подчеркнул Василий Прачев.
Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №1 (47) март 2022