К счастью для всех заинтересованных сторон, а именно для национальной ассоциации страны хозяйки, команд-участниц и ФИФА, идея, что ФИФА должна принять на себя риск возможного провала в случае неправильного выбора организатора, не материализовалась. Кубок доказал свою прибыльность с самого начала.
ФИФА зафиксировала чистую прибыль уже после первого Кубка 1930 года, и в дальнейшем она только росла. Это на фоне нынешних доходов тогдашние достижения кажутся мелочью, но в 1929 году, на фоне страхов и опасений провала и убытков, те суммы имели колоссальное значение и абсолютном и относительном плане. Более того, они показали, что ФИФА находится на правильном пути, поскольку продукт нашел место на рынке. Как только война закончилась, рынок резко расширился. Первый послевоенный Кубок 1950 года был долгожданным и стал золотой жилой для ФИФА. Чистая прибыль составила около 1,3 млн франков. Надо признать, что следующий, пятый кубок не смог перекрыть это достижение, но 930 тыс. франков – тоже неплохая сумма, не предвещавшая дальнейший спад. Наоборот, с тех пор лишь однажды проведение турнира принесло меньше прибыли, чем предыдущий. Только 11-ый турнир (Аргентина-1978) прервал этот восходящий тренд. Что в абсолютном, что в относительном плане финансовые результаты поражали воображение. В 1958 году прибыль чуть-чуть не добралась до отметки 2 млн франков, в 1966 году – 4,3 млн франков, в 1974 снова удвоилась – 8,6 млн франков. Спустя три розыгрыша (Мексика-1986) – 21,7 млн. Спустя два – снова удвоение, 57,1 млн (США-1994). В 1998 году во Франции прибыль перевалила за 200 млн (273,3 млн франков), а спустя четыре года в Японии и Корее покорился миллиард (1,442 млрд франков).
Генерирование прибыли для международной федерации и «во благо игры»
Основа коммерческого успеха чемпионатов мира понятна – симбиоз футбола, телевидения и коммерциализации, которая начала формироваться на пятом Кубке 1954 года в Швейцарии и окончательно приняла свой вид в 80-е. Однако, немногие знают, как эта связь появилась и как стратегия роста повлияла на структуру организации.
В своё время ФИФА определила особые черты Кубка в финансовом и административном отношении. Кубок стал источником дополнительной прибыли в то время, когда деятельность федерации, её положение на рынке международных футбольных турниров и вес в международных спортивных органах зависел от мизерного бюджета, формировавшегося за счет взносов национальных ассоциаций и их желания оплачивать ежегодное членство. Необходимо было повышать взносы, и такой вопрос был поднят на Конгрессе ФИФА. Конечно, делегаты не были настроены на повышение регулярных фиксированных выплат. Наоборот, все сместилось в сторону определения доли ФИФА от доходов Кубка мира. Причем доля должна была определяться на Конгрессе перед каждым следующим розыгрышем, в зависимости от коммерческой успешности предыдущего. Кубок позволял ФИФА не только поправить имидж, но и расширить полномочия ввиду роста финансовых ресурсов в её распоряжении. Надо ли говорить, что федерация сама продвигала продукт и следила за тем, как страна-хозяйка его продавала.
Впрочем, эта дополнительная прибыль случалась лишь раз в четыре года. В финансовом плане это была вторая характерная черта Кубка. В административном – прерывистый характер этой прибыли означал определённые сложности в ведении дел. Обе черты определили судьбу ФИФА. Возможность проведения Кубка означала возможность для роста. Он стал основой расширения могущества ФИФА. Но «машина по зарабатыванию денег» требовала грамотного управления. Прибыль, получаемая ФИФА, стала решающим фактором появления бюрократизации и диверсификации наряду с растущей самостоятельностью федерации от её членов, а также возможностью диктовать свои условия при распределении прибыли от Кубка. Этот процесс хорошо иллюстрирует пересмотр правил Кубка за год-два до турнира.
Часть 1: s-bc.ru/news/article/b86532b3-6e00-45b9-af22-f9cfdec51b61
Часть 2: s-bc.ru/news/article/b5c83ab6-7d6f-4a30-9777-afe6684b8935
Heidrun Homburg
Financing World Football. A Business History of the Fédération Internationale de Football Association (FIFA)
Zeitschrift für Unternehmensgeschichte / Journal of Business History, 53. Jahrg.,H. 1. (2008), pp. 33-69
Перевод: Андрей Воронов
Нашли ошибку? Выделите ошибочный текст мышкой и нажмите Ctrl + Enter