Успешный запуск нового продукта – непростое дело. Предложение должно найти спрос, иными словами, Кубок мира должен быть принят и «куплен» теми, чьим интересам он якобы соответствует. Первоначально это были национальные футбольные ассоциации, входившие в ФИФА, игроки и зрители. В 1930 году таких федераций было 49, преимущественно европейские (32). 8 представляли Южную Америку, 5 – Северную и Центральную Америку, 3 – Азию и 1 – Африку. Условием успеха была готовность хотя бы кого-то из них принять участие в соревнованиях. Как известно, ожидания разошлись с реальностью. Лишь четыре европейские команды (Бельгия, Франция, Румыния и Югославия) были готовы покинуть Старый Свет ради дорогостоящего приключения по ту сторону Атлантики. Недостаток энтузиазма вызвал недовольство как в ФИФА, так и в Южной Америке. Тем не менее, 9 команд из Америки и 4 из Европы поддержали амбиции ФИФА и помогли реализовать мечту о реализации чемпионата мира.
Верившие в успех предприятия оказались правы. Следующий Кубок мира в Италии прошел успешно. Доля членов ФИФА-участников турнира выросла с ~25% до 58%, а еще через 4 года – до 63%. Никогда степень интереса к ЧМ не падала до уровня 1930 года. Надо признать, что после войны интерес к Кубку мира упал (треть от 70 членов ФИФА участвовали в розыгрыше 1950 года), и пришлось немного потерпеть, чтобы доля участников вновь перевалила за отметку 60% в 1974 году. Пиком стал 17-ый чемпионат мира, когда 193 из 204 ассоциаций (94,6%) подали заявку на участие в турнире под названием «2002 Кубок мира ФИФА Южная Корея/Япония».
Римэ и Хиршман, почётный секретарь и казначей ФИФА, не без гордости считали число проданных билетов. Почти полмиллиона человек посетили 18 матчей в Уругвае. Для первого раза это был колоссальный результат, и последующие турниры не всегда перекрывали это достижение. Идею турнира ФИФА вынашивала с 1904 года, и, к её счастью, он был тепло принят и нашёл своих покупателей.
Число зрителей было очень важным, поскольку именно стоимость билетов покрывала почти все расходы организаторов. Этот факт проявился на подведении финансовых итогов в декабре 1931 года. Общие расходы ФИФА на Кубок мира составили 11251,48 голландских гульденов (23403,08 швейцарских франков). Валовый доход от турнира составил 30410,41 гульденов (63253,65 франков). Доходы ФИФА складывались из двух частей: организационный сбор $200 с каждой команды и 5% от доходов принимающей стороны – Уругвайской футбольной ассоциации. Это была огромная сумма, составившая 25956,14 гульденов (53998,77 франков), так что 85,3% доходов ФИФА заработала на билетах. Так что болельщики стали главным активом ФИФА и гарантировали её экономический успех. Всё то же самое наблюдалось и на втором, и на третьем Кубках мира. В 1938 году доходы от продажи билетов составили 92,7% доходов ФИФА от Кубка мира.
Поскольку других источников дохода тогда ещё не было, первостепенное значение принимал выбор места проведения турнира и соответствующей федерации, которая несла основные расходы по проведению Кубка. На конгрессе ФИФА 1929 года в Барселоне этот вопрос вызвал долгую дискуссию. Делегаты спорили о том, как согласовать интерес федерации-хозяйки турнира и не имевшей источников дохода ФИФА, которая полностью зависела от взносов её участников. Ответ был следующим. Финансовое участие ФИФА в организации турнира ограничивалось, но выбор должен быть таким, чтобы принимающая сторона смогла вынести всё бремя и принять все организационные риски. При этом финансовая сторона вопроса не должна превалировать над непосредственно спортивной. Во избежание «спортивной плутократии» вице-президент ФИФА Силдрейерс предложил составить минимальные требования к потенциальным хозяевам. Готовность провести турнир должна была означать, что национальная ассоциация способна выполнить свои обязательства. Такой подход был поддержан единогласно.
Часть 1: s-bc.ru/news/article/b86532b3-6e00-45b9-af22-f9cfdec51b61
Heidrun Homburg
Financing World Football. A Business History of the Fédération Internationale de Football Association (FIFA)
Zeitschrift für Unternehmensgeschichte / Journal of Business History, 53. Jahrg.,H. 1. (2008), pp. 33-69
Перевод: Андрей Воронов
Нашли ошибку? Выделите ошибочный текст мышкой и нажмите Ctrl + Enter