Информацию о смене руководящей команды РШФ подтвердил "Ъ" сам Аркадий Дворкович. "В этом году заканчивается срок моих полномочий на посту председателя наблюдательного совета РШФ. В данный момент объем работы в должности заместителя председателя правительства не позволяет мне в должной мере заниматься делами шахматной федерации. Поэтому я принял решение не просить съезд продлить мои полномочия",— отметил он.
Съезд РШФ, высший орган федерации, о котором сказал Аркадий Дворкович и который должен избрать новое руководство, состоится в субботу. На нем, как выяснил "Ъ", должность председателя наблюдательного совета, отвечающего за решение стратегических вопросов, должен занять совладелец группы "Н-Транс" Андрей Филатов. Его кандидатура выдвинута рядом региональных федераций, а реальных конкурентов у господина Филатова нет. На пост председателя правления РШФ (структура, осуществляющая оперативное управление), который до этого занимал Илья Левитов, Андрей Филатов рекомендовал известного журналиста и эксперта, главного редактора издания "64 — Шахматное обозрение" Марка Глуховского. Господин Глуховский, не опровергнув эту информацию в разговоре с корреспондентом "Ъ", воздержался от каких-либо комментариев, попросив "дождаться решения съезда".
Аркадий Дворкович возглавлял отечественные шахматы с 2010 года. Характеризуя этот период, Илья Левитов сказал "Ъ", что "работа велась, наверное, в идеальных для России условиях". "Административная и финансовая поддержка позволяла полностью реализовать все положения нашей программы",— отметил он. "У нас был лозунг — "Стабильность, но не стагнация". И, по-моему, деятельность федерации ему соответствовала,— добавил господин Левитов.— Мы выполнили одну из главных задач — работать без скандалов и конфликтов, которые раньше мешали нашим шахматам. Нам удалось выстроить стабильную систему. Если ее грамотно подпитывать идеями и деньгами, она может просуществовать еще долго".
Аркадий Дворкович, в свою очередь, выделил несколько достижений РШФ в начале нынешнего десятилетия: "Выстроена система развития шахмат в стране: работает система грантов и гроссмейстерских школ для детей; в разы увеличилось количество региональных турниров, которые проводит РШФ; налажена работа со спонсорами". Господин Дворкович обратил внимание на прогресс сборных России: "Выступление за них снова стало престижным — отлажена система подготовки к важнейшим командным турнирам, созданы тренерские штабы как в мужской, так и в женской сборной. Убедительным доказательством того, что мы все делали правильно, явилась победа мужской сборной России на прошлогоднем командном чемпионате мира в Турции". "По признанию многих, Россия вернула себе статус самой шахматной державы в мире",— заявил вице-премьер.
Последнее утверждение действительно имеет под собой веские основания. У России с 2007 года нет самого престижного шахматного титула — чемпиона мира среди мужчин. Зато она регулярно добивается успехов на главных юношеских и молодежных соревнованиях, а в минувшие пять лет проводила гораздо больше топовых соревнований, чем какая-либо другая страна. Московский Мемориал Михаила Таля за это время превратился в престижнейший ежегодный супертурнир, Ханты-Мансийск принял несколько розыгрышей Кубка мира, Всемирную шахматную олимпиаду, женский чемпионат мира, мировое первенство по быстрым шахматам и блицу, Казань — кандидатский турнир, в котором определялся претендент на чемпионский титул, а Москва — собственно матч за это звание.
Состоявшийся в 2012 году в Третьяковской галерее поединок между индийцем Вишванатаном Анандом и израильтянином Борисом Гельфандом открыл проект "Шахматы в школах", который, по словам Аркадия Дворковича, является для него предметом "особенной гордости". "Благодаря ему нам удалось доказать, что шахматы могут быть интересны широкой аудитории и проходить в знаковых для всего мира местах — таких как Лувр, Третьяковская галерея и Русский музей",— подчеркнул вице-премьер.
Этот проект сделал известным в шахматном мире Андрея Филатова. Именно он предложил провести чемпионский матч в Третьяковской галерее и выступил его основным инвестором, а уже в следующем году в музеях были проведены еще два крупных соревнования: Лувр и Русский музей приняли первый Мемориал Александра Алехина, а нижегородская усадьба Рукавишниковых — суперфинал чемпионата России. В финансировании всех этих событий участвовал входящий в число крупнейших российских предпринимателей Геннадий Тимченко, которого, по его собственному признанию, увлек шахматами Андрей Филатов.
Выбор господина Филатова на должность председателя наблюдательного совета РШФ Аркадий Дворкович назвал удачным. "У Филатова есть достаточный опыт организации самых крупных турниров, он хорошо знает и понимает шахматный мир",— объяснил господин Дворкович. Илья Левитов также не сомневается в профессиональных качествах как Андрея Филатова, так и Марка Глуховского. При этом он заметил, что перед ними "будут стоять очень сложные задачи": "Мы, образно говоря, пришли на нулевую стадию. Новым руководителям придется осуществлять дальнейшее развитие шахмат, а это, возможно, труднее. Речь, например, о решении проблемы инфраструктуры: людям сейчас просто негде играть в шахматы. И, если они решат ее, это будет сродни подвигу".