1 Слово редактора
Два года назад я с удивлением узнал о том, что коммерческий директор есть лишь в одном футбольном клубе второго дивизиона. Впрочем, и тот не был уверен, что задержится в спорте надолго – слишком уж мало понимания встречали его инициативы у непосредственного начальства. Да и знаний хватало не всегда – менеджеры местной команды КХЛ (ведущие свои дела вполне успешно) свои ноу-хау оберегали не хуже первого отдела «почтового ящика». Причина – в священной вере в то, что конкуренты из соседнего клуба способны увести твоего зрителя со стадиона, а твоего спонсора из VIP-ложи или переговорной.
На непрозрачность российского спортивного рынка жалуется чуть ли не каждый управленец. То есть человек, находящийся внутри системы, далеко не всегда четко понимает принципы, по которым она работает. При этом взаимопонимание между представителями разных организаций и профессий, работающих на развитие спортивной индустрии, ключевой фактор успеха.
Нынешние объемы спортивного рынка в России особенно не впечатляют. Слишком уж заметно мы отстаем и от Европы, и от Азии (о спортивной индустрии США говорить пока и вовсе не хочется). Но рынок будет расти, причем темпы роста, как предсказывают аналитики PwC, в нашей стране будут выше общемировых. Этот самый рост даст нам возможность наращивать обороты не за счет слабости своих спортивных соперников, а за счет грамотного и системного управления. Свободный обмен информацией, привлечение знаний специалистов из смежных областей обеспечивают развитие индустрии. Это работает в любом деле, а спорт – это наше дело, и от нас зависит, каким он будет.
Рассказывать о своих достижениях полезно и приятно. И я уверен, что топ-клубы, успешные лиги и федерации, производители оборудования, строители, консалтинговые и маркетинговые агентства готовы делиться опытом со своими коллегами. Наша задача, предоставив профессионалам площадку для общения, вместе с ними сформировать сообщество управленцев, способное реально влиять на спортивную индустрию и в России, и за ее пределами.
4 Новости
Азиатская экспансия «Барсы», спонсорский рекорд Сочи, успехи словацкого «Льва», велоспорт как средство привлечения туристов, «Индустрия спорта» на радио и другие новости
Зависит ли эффективность управления спортивным сооружением от формы собственности? Зачем независимым управляющим компаниям идти на стадионы, что они могут предложить спортивной индустрии, и на какой стадии развития проекта нужно подключать к работе будущих управленцев?
20 Летняя школа управления стадионами
Event & Venue Management Institute проводит свою летнюю школу с 2007 года. О том, чему за короткое время может научиться действующий спортивный менеджер, рассказывает выпускник программы Алексей Жуковин, директор по эксплуатации «Арены Львов»
Сергей Воробьев – начальник коммерческого отдела Moscow Raceway – о том, какими событиями будут загружать подмосковную гоночную трассу, аутсорсинге и перспективах окупаемости комплекса
26 Ловля сетью
Среди российских спортивных клубов безусловными лидерами в социальных сетях являются «Зенит» и «Спартак». Реально ли составить им конкуренцию? Стоит ли бросаться в погоню, и на что обратить внимание, прежде всего?
34 Статус спортивных федераций
Анна Жукова – главный редактор газеты «Спорт и право» – о том, что изменится в жизни спортивных федераций после внесения изменений в закон «О физической культуре и спорте»
Главный специалист по ледовым технологиям, директор дворца «Мегаспорт» – о профессиональной биографии, спортивных управленцах, государственном заказе и Олимпиаде в Сочи
40 Советы
Музей «Барселоны» – один из самых популярных музеев Европы с годовым оборотом в 24 млн евро. Советами о том, зачем и как открывать спортивный музей, поделился Джорди Пенас – главный хранитель реликвий «Барсы»
42 Научное исследование
К 2015 году доходы спортивной индустрии вырастут до 145,3 млрд долларов. О том, за счет чего это произойдет, и стоит ли российскому рынку ждать бурного роста – в исследовании PwC
Чемпионат.ком рассказывает о том, как на футбольных аренах сочетаются технологии и природа. А компания Le Atelier демонстрирует проект реконструкции спортивного центра в Люксембурге
48 Государство
Министерство спорта подвело итоги 2011 года
50 Технологии
Системы звукового оповещения на стадионах, умные арены от UCS и совместный проект BTD и «Вердера»
Спорт и солнечная энергетика притягиваются взаимно. Зачем они другу?
56 Календарь
Sports Business Summit, Soccerex, Спорт 2012 и другие важнейшие события спортивной индустрии на ближайшее время
62 Вещь
Коктейль в цветах клуба. Предновогодняя инициатива «Зенита»
64 Лица сообщества
100 лет Российскому футбольному союзу