В текущем сезоне чемпионата Германии по футболу почти половина клубов первой Бундеслиги спонсируются фирмами, представляющими одну отрасль. Как ни странно, речь идет о солнечной энергетике.
В текущем сезоне чемпионата Германии по футболу почти половина клубов первой Бундеслиги спонсируются фирмами, представляющими одну отрасль. Как ни странно, речь идет о солнечной энергетике.
Компания Suntech Power спонсирует футбольный клуб «Хоффенхайм», Yingli Green Energy - мюнхенскую «Баварию», Q-Cells - дортмундскую «Боруссию», SiG Solar - «Вердер». Кроме того, с клубами Бундесли-ги заключили контракты китайские фирмы JinkoSolar («Байер») и Chaori Solar Energy Science & Technology («Шальке»), американская SunPower («Байер») и Solar World («Кёльн»). Все эти фирмы производят фотоэлементы или целые солнечные батареи, а также предлагают услуги по монтажу и эксплуатации солнечных электростанций. Такая активность со стороны «солнечных» спонсоров удивила не только рядовых болельщиков, но и экспертов. В своем интервью Bloomberg Паскаль Шульте, старший консультант Sport+Markt, говорит: «Это беспрецедентный маркетинговый прорыв. Я не припоминаю, чтобы когда-либо так много фирм, представляющих одну отрасль, причем таких, о которых многие раньше даже не слышали, начинали бизнес в Бундеслиге настолько мощно и стремительно».
Впрочем, если оценивать футбол и спортивный бизнес в контексте развития немецкой экономики, то удивляться не приходится. Еще в 2009 году Европейский союз принял амбициозную программу в сфере энергетической политики: к 2020 году планировалось снизить эмиссию парниковых газов на 20%, сократить объемы потребляемой энергии на 20% и довести долю возобновляемых источников в структуре энергопотребления до 20%. Для реализации этого так называемого «плана 20-20-20» каждая страна ЕС принимает различные меры, чтобы достичь необходимых результатов на национальном уровне. Немцы, как это часто бывает, преуспели больше остальных.
Бундестаг регулярно вводит поправки к закону «О возобновляемых источниках энергии», который обязует федеральные сети покупать у производителей электроэнергию, полученную из возобновляемых источников, причем по твердым ценам, которые устанавливаются на несколько лет вперед. Таким образом, бизнесмены, планирующие, например, строительство парка ветрогенераторов, защищены от волатильности цен на энергоресурсы и точно знают, по какой цене будут продавать свои киловатты через десять лет. Это правило распространяется и на отдельные домохозяйства. То есть, установив солнечные батареи на крыше дома, вы не только можете обеспечивать себя дешевым электричеством, но и при желании будете продавать энергию государству. В результате, за 2010 год немецкие домовладельцы потратили 4,7 млрд евро на солнечные панели, причем даже несмотря на это, официальные лица опасаются дефицита мощностей после 2022 года, когда, по планам Ангелы Меркель, Германия откажется от атомной энергии.
Вполне понятно, что фирмы, предлагающие услуги на данном рынке, обратили внимание на спорт: европейский болельщик, платежеспособный мужчина среднего возраста, как правило, глава семьи, это именно тот, кому чаще других приходится оплачивать счета за электроэнергию. Поэтому болельщики - идеальная целевая группа для производителей солнечных батарей и соответствующих сервисных компаний.
Но на маркетинге и спонсорстве, как средствах привлечения физических лиц в качестве клиентов, отношения энергетики и спорта не заканчиваются. В ряду возобновляемых источников энергии фотоэлементы являются далеко не самой эффективной технологией (например, ветрогенераторы мощнее и способны добывать гораздо больше энергии, а значит, приносить большую прибыль), но солнечные панели не имеют равных по легкости монтажа и обслуживания. Для строительства парка ветрогенераторов необходимо провести сложнейшие расчеты, спланировать инфраструктуру, оценить ветроэнергетический потенциал местности, получить массу согласований, в том числе от близлежащих аэропортов - на предмет отсутствия опасности для воздушного сообщения, наконец, заказать и подключить сами ветряки, стоимость которых начинается от нескольких миллионов долларов. Солнечные панели стоят дешевле и устанавливаются на любые поверхности, главное чтобы площадь их была побольше. Например, такой, как у крыши спортивного манежа или стадиона.
*Sustainability - от латинского слова sustinere (поддерживать) - ответственность в рамках социальной, экономической и экологической сфер, ответственная организация и управление ресурсами.
Клуб | Титульный спонсор | Отрасль |
Бавария | T-Home | Телекоммуникации |
Вольфсбург | VW | Автомобилестроение |
Шальке | Gazprom | Энергетика |
Вердер | Targobank | Банковское дело |
Боруссия Д. | Evonik | Многопрофильный концерн |
Гамбург | Emirates | Авиалинии |
Штуттгарт | Gazi | Продукты питания |
Герта | Deutsche Bahn | Транспорт |
Кайзерслаутерн | Allguer Latschenkiefer | Фармацевтика |
Боруссия М. | Postbank | Банковское дело |
Кёльн | Rewe | Продукты питания |
Ганновер | Tui | Туристическое бюро |
Нюрнберг | Areva | Энергетика |
Майнц | Entega | Энергетика |
Фрайбург | Ehrmann | Продукты питания |
Аугсбург | AL-KO | Автокомпоненты |
Байер | SunPower | Солнечная энергетика |
Хоффенхайм | Suntech | Солнечная энергетика |
Швейцарский клуб «Янг Бойз», соперник «Зенита» в 1/16 финала Лиги Европы-2011, проводит свои домашние матчи на современном Stade de Suisse. На кровле этого стадиона размещены 7000 солнечных батарей Kyocera, они покрывают площадь в 12000 квадратных метров. При оптимальных погодных условиях мощность этих солнечных батарей достигает 1300 кВт, а средний объем энергии, производимый за год, составляет 1200000 кВт/ч. Как утверждают швейцарские специалисты, электроэнергии, которая вырабатывается установленными на его крыше солнечными батареями, достаточно, чтобы полностью удовлетворить нужды примерно 400 семей. Сегодня это один из самых успешных проектов такого рода.
В той же Германии солнечными электростанциями вскоре будет оборудовано большинство крупных стадионов. Выгоду этого технического решения можно оценить на примере дортмундской «Боруссии», недавно закупившей фотоэлектрическую систему для своей арены. Установка, которая прослужит 25 лет, обошлась клубу в два миллиона евро. Это вложение должно окупиться примерно через десять лет, так как, согласно расчетам, ежегодно установка будет генерировать электроэнергию на сумму около 200 тысяч евро.
За океаном использование солнечной энергии на стадионах - тема не менее актуальная. Еще в 2010 году профессиональные лиги США по бейсболу, американскому футболу, баскетболу, хоккею и футболу объединились для выпуска единого документа, посвященного монтажу фотоэлектрических установок на спортивных сооружениях. В брошюре, разосланной всем 140 профессиональным клубам пяти главных лиг, подробно рассказано о процессе установки солнечных панелей на стадионах: от проведения расчетов и создания бизнес-плана до поиска финансирования и поставщиков оборудования. Сегодня солнечные батареи используются на стадионах в Сан-Франциско, Вашингтоне, Лос-Анджелесе и многих других североамериканских городах.
Первый стадион, на 100% обеспечивающий собственную потребность в электроэнергии за счет солнечного света, был построен в 2009 году в Тайване. Эта арена размещается на 19 гектарах, а конструкция кровли выполнена в форме, напоминающей хвост дракона, не только ради оригинального архитектурного решения, но и для того, чтобы увеличить площадь солнечных батарей. Сегодня солнечная энергетика доступна не только для таких масштабных инфраструктурных проектов. Например, в Германии существует федеральная программа установки солнечных батарей даже на строения любительских спортивных клубов. В Харькове солнечной установкой будет оборудован пресс-центр Евро-2012, а на ЧМ в Катаре, видимо, и всё остальное.
Кроме спонсорских бизнес-моделей и промышленных вариантов использования, солнечная энергетика сегодня применяется в таких видах спорта, как яхтинг, скалолазание и альпинизм. Солнечный свет приходит на помощь, когда садятся аккумуляторы устройств мобильной связи и спутниковой навигации, необходимых любителям длительных походов. Можно обойтись даже без специальных батарей: дизайнеры Ermenegildo Zegna выпустили модель куртки для занятий горнолыжным спортом, в которую встроены солнечные панели.
С развитием фотовольтаники солнечные батареи будут становиться все более выгодным источником энергии. На фоне роста цен на стандартные энергоносители одно это сделает данную технологию распространенной повсеместно, даже если оставить за скобками тот факт, что солнечные батареи не наносят вред окружающей среде и использование их свидетельствует об ответственном обращении с природой, что положительно сказывается на имидже любой организации.