Российская история Мирового тура началась в 1998 году в Москве. Через 10 лет соревнования получили статус турнира Большого шлема. Ивент стал традиционным пунктом в графике особо значимых летних мероприятий столицы. С 2008 по 2012 год соревнования проходили в самом центре города — на Поклонной горе. С 2013 года в регламент Мирового тура внесен целый ряд существенных изменений, однако Большой шлем в Москве вновь значится в календаре крупнейшей международной серии турниров под эгидой Международной федерации волейбола.
О новых направлениях в маркетинге, лояльной аудитории и значении площадки в формировании стратегии развития нам рассказал директор московского этапа Большого шлема, член комиссии ФИВБ и ЕКВ по пляжному волейболу, директор Центра содействия развитию пляжных видов спорта Илья Володарский.
— Илья, чем так значим турнир Большого шлема для России?
— Наша страна по праву занимает свое место в международном календаре турниров по пляжному волейболу. Мероприятие, традиционно проходившее на Поклонной горе, вошло в первую пятерку лучших пляжных турниров в мире. Посещаемость достигала 100 тыс. человек за неделю проведения. В прошлом году, к слову, российские спортсмены именно в Москве завоевали сразу три командные путевки на Олимпиаду в Лондон. Начиная с 2013 года турнир Большого шлема окончательно переезжает на стадион пляжных видов спорта на Водном. Универсальный комплекс рассчитан не только на волейбол, площадка также может принять пляжные футбол, гандбол, теннис и регби.
— Можно ли говорить об экономической эффективности московского этапа?
— Экономический эффект от проведения любого крупного спортивного мероприятия зависит от многих факторов: страна, место проведения, уровень организации, заинтересованность спонсоров и медиапартнеров, наличие контракта на прямые трансляции. Говорить об экономической составляющей нашего турнира я бы пока не стал, но с удовольствием приведу примеры, к которым мы стремимся. Показательно успешными служат этапы Большого шлема в Клагенфурте (Австрия), Гштааде (Швейцария) и Берлине. В этих городах на пляжный волейбол продаются десятки тысяч билетов. Площадка, на которой проходят турниры, представляет собой гигантскую фан-зону с разного рода развлечениями. На мой взгляд, новый импульс развитию Мирового тура должен дать тот эффект, что произвел турнир по пляжному волейболу на ОИ в Лондоне. По оценкам МОК соревнования по нашему виду спорта вошли в топ-10 событий Олимпиады-2012. В этом году оргкомитет российского этапа решил изменить курс развития турнира. Мы очень благодарны правительству Москвы за площадку на Поклонной горе — место многолюдное, известное, однако эта же площадка являлась для нас и ограничением. Мы не могли проводить активные вечерние и ночные программы, а это то, чем славится пляжный волейбол по всему миру. Уверен, изменения дадут свои плоды и уже совсем скоро мы сможем осветить тему экономической эффективности этапа турнира Большого шлема в Москве по-новому.
— Логично предположить, что со сменой локации изменится и стратегия продвижения мероприятия?
— За пять лет, которые мы провели на Поклонной горе, москвичи узнали о существовании пляжного волейбола. На руку сыграл положительный имидж вида спорта, сложившийся в рамках олимпийской программы, т. е. рассказывать, объяснять людям, что же это за зверь такой — не придется. После того как первая цель — информирование населения — была выполнена, мы решили уйти от количества к качеству. Для дальнейшего продвижения продукта был выбран премиум-сегмент. С этого года мы переезжаем на площадку, которая более подготовлена для соревнований по пляжным видам спорта. На Водном располагается один из десяти официально действующих пляжей столицы, ресторан, бар, яхт- клуб — вся инфраструктура, необходимая для создания антуража события мирового уровня.
— До старта турнира осталось не так много времени. Основные векторы работы уже намечены?
— Они находятся на стадии реализации. Дело в том, что инфраструктура на Водном стадионе будет функционировать все лето, а наш ивент 21–25 августа станет своего рода венцом пляжного сезона в Москве. Это одно из направлений маркетинговой стратегии — партнеры Большого шлема будут фигурировать на площадке на протяжении всего жаркого сезона. Вторая часть стратегии направлена на реализацию прав на трансляцию всех этапов Мирового тура. Партнеры московского турнира в зависимости от статуса получат определенный набор возможностей в рамках трансляций других этапов серии на российских каналах. Еще одним новым маркетинговым направлением станет интеграция партнеров и спонсоров в развлекательные мероприятия Большого шлема. Мы готовим богатую и разнообразную программу.
— Есть ли уже практические кейсы?
— К примеру, в те же даты в Москве пройдет автосалон-2013. Мы предполагаем заключить кросс-маркетинговое соглашение, готовы предоставить на нашей площадке VIP-возможности гостям и организаторам автомобильного форума. История достаточно интересная и действенная. К составлению предложений подходим творчески, для каждого бренда готовим особый, уникальный набор опций, который наиболее полно отвечает потребностям потенциального партнера.
— А какую аудиторию предлагаете?
— Средний класс. Как бы это банально ни звучало, мы разрабатываем циклы мероприятий для каждого сегмента целевой аудитории. Как я уже говорил, инфраструктура это позволяет. Таким образом, мы сможем значительно расширить круг потенциальных партнеров и спонсоров события.
— Не переживаете, что часть аудитории не доедет до Водного стадиона. Все-таки Поклонная гора — проходное место, надоело гулять — зашел, посмотрел…
— Совершенно не беспокоимся об этом. Разумеется, часть людей мы отсеиваем. Но отсекаем, как Вы верно подметили, случайных посетителей, а лояльная аудитория переедет вместе с любимыми спортсменами. Есть группа людей, которые приходят на пляжный волейбол вне зависимости от погоды и места расположения стадиона. Так что за заполняемость как минимум трех тысяч мест я спокоен.
— Лояльная аудитория у вас есть, а вот с лояльными спонсорами творится что-то неладное. После долгосрочного сотрудничества ушел титульный партнер Мирового тура. По каким причинам и есть ли уже замена?
— Компания Swatch являлась партнером турниров Большого шлема восемь лет. В качестве спонсора компания поддерживала два вида спорта — пляжный волейбол и сноуборд. За это время ассоциация продукции с активным образом жизни укрепилась очень хорошо. С 2013 года Swatch решила изменить стратегию и сделать шаги в сторону fashion-сегмента. В настоящее время ФИВБ находится в процессе поиска глобального спонсора. Процесс это небыстрый. На ближайшие два года локальные организаторы получают маркетинговые и рекламные возможности, аналогичные пакету титульного спонсора турнира Большого шлема. То есть мы можем привлечь любой бренд на московский этап. О глобальных маркетинговых правах разговор также вести можно, но претендентов пока не так много.