9-10 ноября на автодроме Moscow Raceway прошло первое международное деловое событие, посвященное авто и мотоспорту в России – Russian Motorsport Forum. На его площадке мы пообщались с Иваном Стрекопытовым, генеральным директором проекта nuerburgring.ru, организующего заезды на трассе «Нюрбургринг», обсудив зарубежный опыт управления автодромами и развитие автоспорта в России.
– Иван, расскажите, пожалуйста, об автодроме, его конфигурации. «Нюрбургринг» ведь старейший трек в Европе, какие нюансы появляются в связи с этим при ее эксплуатации?
– Эксплуатация и обслуживание автодромов подобного уровня и конфигурации требуют немалых затрат и усилий. «Нюрбургринг Нордшляйфе» протяженностью почти в 21 км из-за своей конфигурации (33 левых поворота и 40 правых, перепад высот до 300 м) является одним из самых коварных и опасных гоночных треков в мире, при эксплуатации которого надо учитывать множество нюансов. Например, у нас отсутствуют зоны вылета (гравийные ловушки), а большинство поворотов (около 80%) являются закрытыми (или слепыми), плюс постоянные перепады высот и разгрузки. Это требует от пилотов повышенного внимания, постоянного контроля над ситуацией и, конечно же, уважения к треку. Отвлекся, потерял долю секунды внимания – и ты уже вылетаешь с трассы.
Что касается обслуживания, то здесь очень важно помнить о главном – не навредить. Конфигурация трассы и ее сложная архитектура должны оставаться без изменений. Именно эта смесь опасности и уникальности собирает ежегодно тысячи фанатов, которые приезжают сюда со всех уголков мира и хотят проехать свой лучший круг. И да – это, конечно же, доступность. Каждый имеет право, купив билет, прокатиться на своем или арендованном автомобиле пару кругов. Уникальность и доступность – основные козыри «Нюрбургринга».
«Нюрбургринг» – гоночная трасса в Германии, рядом с поселком Нюрбург. Автодром был введен в эксплуатацию в 1927 году и является старейшим в Европе. В наше время трасса принимает соревнования DTM, GP2, FIA WEG, «24 часа "Нюрбургринга"» и другие.
– Известно, что автодром не так давно являлся банкротом. Каково финансовое состояние на данный момент, является ли объект прибыльным, какова структура доходов и расходов?
– Отчасти это закрытая информация, но хочется вас уверить, что трасса живет и развивается дальше. Инвестируются средства в развитие дорожных связок и подъездов к трассе, расширяются паркинги, улучшается безопасность. При правильном подходе и, конечно, правильной команде в управлении, такие объекты всегда являются хорошим активом для инвестиций. Говоря же о доходах автодрома, основным источником прибыли были и являются туристические заезды.
– Планируется ли в ближайшее время проведение реконструкции, постройка дополнительных коммерческих объектов?
– На данный момент трасса и весь комплекс предоставляют своим посетителям все необходимое для отличного времяпровождения. Здесь есть все: отели, рестораны, картинг, трасса с типичной GP конфигурацией, «Нордшляйфе», центр по контраварийной подготовке, offroad-парк и многое другое. Здесь достаточно объектов, которые можно развивать и развивать. Построить новое – не составляет больших проблем, но пока в этом нет необходимости.
– В России недавно было построено несколько автодромов. Существуют ли какие-то программы обмена опытом, стажировки для российских специалистов?
– Да, автоспорт и строительство автодромов в России развиваются, и это похвально. Энтузиазм – только на нем все и держится. Нужно больше государственных программ и государственного интереса. Управление автодромами – это новое понятие для России, без правильно подобранного и обученного персонала такие объекты будут только расходовать средства владельцев и уходить в минус. Автодром – это одна большая суперсистема, и управлять таким объектом необходимо со знанием дела, предвидя множество внешних и внутренних факторов. Как известно, кадры решают все. К сожалению, сейчас программы по обмену опытом у нас отсутствуют, но они есть в наших планах.
– В последнее время активно развиваются технологии беспилотных автомобилей. Какое влияние данная технология окажет на автоспорт?
– Это будущее, и автоспорт частично будет вынужден играть по этим правилам. Хотя я уверен, что классический автоспорт, тот формат, к которому мы все привыкли, где есть запах бензина, жженой резины и рев двигателей, конечно же, останется. Он будет чуть дороже, но останется.