Год назад, в феврале 2014-го, весь спортивный мир следил за маленькой девочкой, которая летала под куполом стадиона «Фишт»на открытии сочинской Олимпиады. Чтобы это воплотить на спортивной арене, продюсером церемонии пришлось двухчастную крышу стадиона, созданную по проекту архитектора Дэймона Лавеля, накрыть сверху временным куполом.
Сегодня стадион готовят к проведению чемпионата мира по футболу-2018. О том, как лучше использовать арены после соревнований, обозреватель «МП» расспросила Дэймона Лавеля.
– Всегда ли вписываются в смету такие масштабные, имиджевые для любой страны проекты, как арена «Фишт»?
– Любой проект, естественно, должен подчиняться смете, все расходы должны быть расписаны вперед. Но случаются форс-мажоры. Например, в Сочи на стадионе «Фишт» Константин Эрнст сказал, что ему нужно все намного больше и намного круче.
Пришлось уже после начала работ переделывать все буквально на ходу, что, конечно, очень и очень дорого. Поэтому стоимость этого проекта несравнима с другими стадионами, которыми я занимался.
– То есть сочинский «Фишт» никогда не окупится?
– Сегодня сказать трудно. Смотря как его будут использовать в дальнейшем. На данный момент с конца февраля прошлого года, когда там завершились Паралимпийские игры, он вообще никак не изменился.
Сейчас этим объектом заведует департамент строительства в Краснодаре, который должен провести тендер, чтобы переформатировать «Фишт» под футбольный стадион.
Разборная крыша стадиона "Фишт"
– А почему нельзя было предусмотреть подобную трансформацию еще на этапе проектирования? Ведь тогда уже было понятно, что после Олимпиады эта арена станет футбольной, а потом будет использоваться для других соревнований?
– Так и планировалось, пока господин Эрнст не попросил кардинально увеличить объем. Изначально проект закладывался так, чтобы стадион мог расти и сужаться в зависимости от мероприятий.
Скажем, во время проведения футбольного Кубка мира он должен вмещать 45 тысяч зрителей, а для более мелких мероприятий – 25 тысяч. Но, как я уже сказал, в проект пришлось внести изменения, поэтому сейчас арену нужно серьезно реконструировать к футбольному чемпионату.
Но в принципе оргкомитет чемпионата мира-2018 считает деньги. Например, решено часть стадионов сделать сборно-разборными, их построят исключительно для чемпионата, после чего разберут.
– Разберут и куда денут? Их потом могут еще раз где-то использовать?
– Да. Знаю, например, что сиденьями владеет некая компания. То есть эти сиденья использовались, когда отмечался День Победы на Красной площади. Потом их разобрали, отвезли в Сочи, использовали там, и так далее…
– Один из проблемных объектов будущего чемпионата по футболу – стадион в Калининграде, который вы курируете. Знаю, что власти Калининграда отказались от строительства стадиона на острове, сочли его слишком дорогим. И что делать?
– Там тоже можно создать временную структуру. Безусловно, строить полноценный стадион на острове – это крайне дорого, потому что нужно возвести мосты, провести инфраструктуру, то есть это создание целой территории.
Власти Калининграда говорят, что у них есть прекрасный существующий стадион «Балтика», который расположен в центре города, где он близок ко всем видам транспорта, оперному театру, правительственным зданиям и так далее.
Они предложили построить на его базе временный стадион для чемпионата мира, что, на мой взгляд, правильно: чем тратить много денег, чтобы строить полноценные стадионы, которые потом непонятно как использовать, имеет смысл пользоваться возможностями временных объектов, как происходит во всем мире.
– А в странах, где вы строили стадионы для Олимпиад, для чемпионатов мира, вы предлагали такие временные проекты?
– Конечно. Сейчас такой проект мы делаем в Катаре. Называется «Новый стадион» – это будет временная арена, рассчитанная на 45 тысяч мест, которую полностью разберут после мероприятия.
Три четверти всех спортивных объектов Олимпиады в Лондоне были временные, после чего их разобрали и позже использовали по всему миру. Есть компании, которые сдают в аренду такое архитектурно-спортивное оборудование.
Временная арена для водного поло в олимпийском Лондоне
– В Москве вы предлагали свой проект «Московского олимпийского парка» в «Лужниках», но от него отказались. Почему?
– Концепция подразумевала, что «Лужники» – один из символов столицы, предмет гордости москвичей. Поэтому в нашем проекте мы не отделяли стадион от олимпийского парка.
Был подготовлен мастер-план этого мультимодального комплекса, включая раздвижные конструкции, превращающие футбольный стадион в олимпийский по примеру арены в Лондоне.
Но одной из больших проблем стало то, что прямо под «Лужниками» находится система сточных вод всего прилегающего района. Это не позволяло нам углубиться, чтобы сохранить исторический внешний вид арены. Стоимость работ только по выносу коммуникаций и заглублению оценивалась в 300 млн долларов.
В итоге мастер-план был отправлен на полку. Сейчас в «Лужниках» реализуется проект в соответствии с требованиями ФИФА.
Внутри исторической раковины фактически возводят новый футбольный стадион, который теоретически может принимать легкоатлетические соревнования, но там невозможно будет проводить Олимпийские игры.
– Какими своими работами вы больше всего гордитесь?
– Когда у вас много детей, вы же не выбираете самого любимого. Все проекты были интересными и сложными для реализации. Но, конечно, сочинский стадион «Фишт» запомнился особенно. Он уникален.
Мастер на аренах
Австралиец Дэймон Лавель (Damon Lavelle) – архитектор олимпийских и футбольных стадионов по всему миру. Он разработал проекты двух стадионов для проведения матчей чемпионата Европы по футболу 2004 года в Португалии: стадион «Бенфика» в Лиссабоне вместимостью 65 тысяч мест и стадион «Алгарве» в Фару вместимостью 30 тысяч мест.
Принимал участие в разработке проекта стадиона «Арена О2» в Лондоне, инновационного стадиона «Арена О2» в Дублине и новой арены в Лидсе (Англия). Спроектировал новые арены в Корке, Баттерси, Амстердаме, Глазго, Анталье и Киеве.
Возглавляет проекты Populous в России и Восточной Европе: именно он несет ответственность за стадионы «Казань-Арена» и Центральный олимпийский стадион в Сочи. Эти арены станут местом проведения матчей в рамках чемпионата мира по футболу в 2018 году, при этом каждая из них уже успела побывать основным местом проведения Универсиады-2013 и зимних Олимпийских игр 2014 года.
Также он предложил свой проект реконструкции «Лужников» в Москве и спроектировал целый квартал в Ростове-на-Дону, естественно, с футбольной ареной посередине.
От яйца до хребта
Первоначально архитектор Дэймон Лавель задумал построить сочинский стадион в форме яйца Фаберже, растиражированного символа роскоши и богатства Российской империи, но финальный проект получился куда более плоским. Лавель назвал арену «Фишт» и убедил членов Олимпийского комитета рассмотреть в ее очертаниях вершины Кавказского хребта.
На время зимних Игр красивую двухчастную форму, созданную архитектором, пришлось накрыть сверху временной крышей – об этом попросил лично Константин Эрнст ради подготовки церемонии открытия.
Для проведения парада воздушных платформ «Сны о России» под куполом «Фишта» проложили 3,8 км рельсов. Самым тяжелым из «Снов» оказалась «Камчатка» – вместе с Ключевской cопкой вес платформы составил 4,8 тонны.
После закрытия Паралимпийских игр крышу предполагалось разобрать и увеличить вместимость стадиона еще на пять тысяч человек – в преддверии матчей чемпионата мира по футболу 2018 года.
Цена вопроса
В России сейчас строится 20 стадионов в общей сложности на 650 тысяч мест. Это рекорд: столько не строили ни в СССР, ни позже. Лишь 10 арен (508 тысяч мест) станут площадками чемпионата мира по футболу-2018.
Стадионы в России дорогие. Например, олимпийский «Фишт» в Сочи обошелся в 16 800 долларов за место; петербургская «Зенит-Арена» оценивается в 16 500 долларов; «ВТБ Арена» в Москве – чуть более 16 000 долларов; стадион «Открытие Арена» (строился для ФК «Спартак») – в 11 875 долларов, а реконструкция «Лужников» – в 9031 доллар.
Стоимость нового строительства в Европе составляет 4000–5000 евро за место, реконструкция – 4500–5000 евро.