О подготовке к чемпионату в наступившем году нам рассказал вице-премьер правительства Калининградской области Александр Рольбинов, курирующий эти вопросы.
Контракт с Крокусом
— Александр Семенович, как идет подготовка к мундиалю? Что сейчас происходит?
— Как вы помните, в конце прошлого года было окончательно утверждено решение, что стадион будет построен на Октябрьском острове. Впоследствии постановлением правительства был определен единый исполнитель услуг по строительству стадиона - компания «Крокус».
В настоящий момент это компания, которая будет и проектировать, и строить, что само по себе упрощает многие вопросы и ускоряет реализацию проекта.
Исходя из этого, мы подготовили и согласовали техническое задание на новый стадион, подготовили проект контракта, и я надеюсь, что очень скоро мы заключим контракт на выполнение работ по проектированию стадиона.
При этом уже в новом году, еще до подписания контракта, компания «Крокус» приступила к выполнению проектных работ, и эти работы идут полным ходом.
— В прошлом году проект стадиона подготовила омская компания «Мостовик», которая впоследствии оказалась в финансовой яме. От этого проекта что-то останется в новом?
— Концепция проекта, который подготовил «Мостовик», на протяжении всего времени признавалась одной из лучших среди всех концепций стадионов, которые были представлены.
Единственный минус этого проекта это то, что он рассчитан на вместимость стадиона в 45 тысяч, а нам сейчас нужно на 35 тысяч. Поэтому я не могу сейчас сказать, что будет взято от того проекта.
В любом случае те материалы, которые у нас есть, все наработки мы передадим генподрядчику – компании «Крокус Групп» для возможного использования.
— Кажется, одной из главных изюминок проекта «Мостовика» были так называемые бизнес-пространства, бизнес-углы стадиона, - будущие офисные и торговые пространства, - которые после чемпионата могли бы вывести стадион на самоокупаемость. Они будут в новом проекте?
— Мы всегда исходили из того, что расходы, которые будет нести регион, должны быть минимальными или максимально снижены, а стадион, если это вообще возможно, должен быть безубыточным.
На Октябрьском острове мы формируем целый район города, это должна быть большая рекреационная зона, общественно-деловая территория, акцентированная на развитие спорта. Исходя из этого, мы и планировали, что в этих так называемых бизнес-углах можно было разместить дополнительные объекты спортивного назначения.
Но на сегодняшний день поменялась экономическая ситуация, и перед нами ставят иную задачу.
Однако при проектировании мы также будем уделять, насколько это возможно, внимание непосредственно наследию, чтобы после того как стадион будет построен, его можно было бы использовать как можно больше дней в году.
— А раздвижная крыша сейчас предусматривается или отказались?
— Отказались, но пока еще не окончательно. Я думаю, что в будущем мы найдем иные технические решения. У нас будет козырек, который будет полностью закрывать все трибуны по периметру.
История с «Мостовиком»
— Чем в итоге закончилась история с «Мостовиком»? Какие-то сейчас отношения существуют с этой компанией?
— У нас сейчас с компанией никаких отношений нет, мы на компанию подали иски, они не выполнили свои обязательства, которые брали по контракту.
— Но проект же они подготовили! Что не выполнили в таком случае?
— Не в полной мере подготовили, как надо было в соответствии с контрактом, то есть работу они до конца не выполнили. Поэтому на основании этого мы обратились в суд с целью взыскания с них и неустоек, и пеней, и средств, которые мы перечислили в виде аванса.
— А сколько в итоге денег потеряли из-за ситуации с «Мостовиком»?
— Мы денег не потеряли.
— Вы же говорите, что аванс перечисляли.
— У нас в контракте входило выполнение работ, связанных, например, с геологическими изысканиями, и эту работу выполнили, и результаты этой работы мы будем дальше использовать.
Кроме того, они разрабатывали всевозможные математические модели построения нагонных явлений на Октябрьском острове, и эти работы выполнены. Дальше «Мостовик» разрабатывал проект консолидации территории, инженерные сети, коммуникации, берегоукрепление.
Сейчас мы на основании тех проектов, которые они разработали, приступили к выполнению второго этапа консолидации территории.
— То есть сотрудничество с «Мостовиком» не прошло впустую?
— Конечно. В любом случае бюджет ничего не потерял, потому что все, что выполнено, используется. А по поводу тех вещей, которые мы, скажем так, не дополучили от «Мостовика», решение примет суд.
Работы хватит и нашим
— Что сейчас непосредственно происходит на острове? Какие там ведутся работы?
— Мы приступили ко второй очереди консолидации территории на площади более 40 гектаров. Эти работы мы отторговали, подрядчик приступил к выполнению.
— Что включает в себя консолидация?
— Это инженерная подготовка территории: снимается растительный грунт, ровняется площадка, проводится дренирование, а впоследствии делается пригруз. Кроме этого, у нас есть уже подрядчик на выполнение работ, связанных со строительством съезда со второго эстакадного моста.
Также мы занимаемся проектированием дорожно-уличной сети на острове, завершаем проектирование Восточной эстакады, завершаем работы, связанные с проектированием третьей очереди консолидации, или инженерной подготовки территории, и проектируем инженерную инфраструктуру.
— Восточную эстакаду тоже же «Мостовик» проектирует? Или уже нет?
— Не «Мостовик». Мы расторгли контракт. Проектирует другое предприятие.
— Когда начнете забивать сваи?
— Исходим из того, что в конце 2017 года мы должны завершить стадион. Генподрядная организация, которая, как я уже сказал, приступила к проектированию, в конце апреля должна зайти с проектом на госэкспертизу. Планируем, что весной уже приступим параллельно к строительству свайного основания.
— Вопрос по поводу того, кто будет строить. В Калининграде много компаний, которым сейчас нечего делать, негде зарабатывать, можно ли им рассчитывать на то, что они будут задействованы на строительстве стадиона?
— Определен генподрядчик, остальное, грубо говоря, прерогатива его. Но мы с подрядчиком неоднократно обсуждали этот вопрос, чтобы максимальным образом загрузить наши строительные, логистические возможности.
Я думаю, что будут задействованы местные перевозчики и строительные организации. В каком именно объеме, сейчас трудно спрогнозировать.
Меньше объектов
— Как повлияло резкое снижение курса рубля на подготовку к чемпионату и строительство футбольной арены в частности?
— Понятно, что чудес не бывает. Например, есть щебень, который используется при строительстве дорог, - он или шведский или норвежский. За него нужно платить в иностранной валюте.
При этом логистика такова, что привезти к нам отечественный щебень, допустим, из Карелии, получается все равно дороже - в первую очередь из-за высокого железнодорожного тарифа.
Сейчас однозначно ответить, как повлияет, – наверное, очень сложно. Но то, что повлияет, это факт.
— В интернете была дискуссия по поводу бывшего министра строительства Сергея Майорова. Не так давно он покинул правительство, после чего вы его назначили к себе. В чем причина, вы можете это объяснить?
— Причина назначения?
— Да. После громкого увольнения.
— Все очень просто. Майоров - человек, который всю жизнь проработал в строительной отрасли, который хорошо ориентируется, разбирается в этой сфере, является профессионалом. И было бы неправильно его опыт и знания не применять и не использовать.