В декабре 2011 года PwC опубликовала прогноз развития мировой спортивной индустрии до 2015 года. Аналитики компании рассмотрели тенденции роста рынка в различных регионах мира и оценили перспективы отдельных направлений деятельности спортивных клубов. Согласно исследованию «Меняем правила игры/Перспективы развития мировой индустрии спорта до 2015 года» (Changing the Game/Outlook for the global sports market to 2015), в ближайшем будущем основными источниками доходов индустрии в целом станут спонсорские контракты и продажа медиа-прав. При этом поступления от реализации билетов начнут отходить на второй план. По мнению авторов обзора, это потребует серьезного пересмотра механизмов оценки возврата инвестиций в спортивные команды и объекты.
Аудитория глобальных событий в мире спорта еще никогда не была так велика, как в последние годы. Этому способствует развитие технологии, в первую очередь в области телевизионного вещания, кроме того, инструментом, гарантирующим более регулярную и глубокую вовлеченность зрителей в процесс спортивных состязаний, становятся социальные сети. Крупные корпорации по-прежнему готовы вкладывать деньги в продвижение спортивных событий мирового уровня, с которыми должны ассоциироваться представляемые ими бренды. Впрочем, глобальные спонсоры стали гораздо более внимательно относиться к своим инвестициям, стремясь концентрировать усилия на ключевых для себя рынках и четко отслеживать перспективы возврата своих вложений.
В то же время процесс привлечения болельщиков для локальных турниров и их участников значительно усложнился. При этом постоянный рост зарплат спортсменов продолжает увеличивать разрыв между крупнейшими игроками рынка и основной массой клубов и организаций.
Спортивные ассоциации стремятся к введению новых правил с целью перехода на более устойчивую модель развития. Кроме того, всем организациям, работающим в области спорта, необходимо искать баланс между стремлением к извлечению максимальной прибыли и доминированию на рынке и сохранением принципа непредсказуемости исхода соревнований.
Важной тенденцией развития рынка становится стремление к объединению спортивной индустрии и индустрии развлечений в целом. Это будет выражаться не только в использовании арен в качестве концертных площадок, но и в приглашении поп-звезд для выступления в предматчевых шоу, перерывах и на концертах после завершения соревнований. Дальнейшему внедрению этой практики не помешает даже негативное отношение значительной части болельщиков.
Общие доходы мировой спортивной индустрии в 2010 году оцениваются в 121,4 миллиарда долларов. В период с 2010 года по 2015 год PwC прогнозирует совокупные темпы годового роста в размере 3,7%, в результате чего в 2015 году выручка составит 145,3 миллиарда долларов.
Крупнейшим спортивным рынком останется Северная Америка. На 2010 года на страны этого региона пришелся 41% всех доходов индустрии. В течение последующих пяти лет среднегодовой рост здесь составит 4%.
Быстрее всего будет расти относительно небольшой рынок Латинской Америки - 4,9%, а самым медленным будет развитие рынка EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка). Впрочем, это во многом связано с тем, что 2010 год, который берется в качестве отправной точки прогноза, сам по себе был крайне значительным в связи с проведением чемпионата мира по футболу в ЮАР. Это объясняет и определенный спад темпов роста спортивного рынка в 2011 году - обычное следствие бурного роста в год ЧМ.
Темп роста доходов спортивной индустрии в странах БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) в 2006-2010 гг. значительно опережал (7,7%) среднемировой (3,4%). Эта тенденция должна сохраниться и в период до 2015 года. Правда, разрыв сократится: аналитики PwC предсказывают рост рынка в годовом исчислении в среднем в странах БРИК на уровне 4,5%. В России он предположительно составит 4,6%.
Совокупные годовые темпы роста спонсорских вложений в спорт предполагаются на уровне 5,3%. Это наиболее быстро растущий сегмент рынка. Однако, без учета глобальных спортивных событий, на местных рынках спонсоры должны будут уступить первое место организаторам трансляций. В качестве знаковых примеров современного подхода к работе со спонсорами авторы исследования приводят контракт «Манчестер Юнайтед», продавшего место на тренировочной форме, а также идею «Тоттенхэма», подписавшего разных титульных спонсоров для различных турниров.
Доходы от продажи медиа-прав будут расти совокупными годовыми темпами в размере 3,8%. Относительно незначительная цифра вновь объясняется высокими показателями контрольного 2010 года, а также спокойным календарем 2015 года. Без учета глобальных событий рост в этом сегменте рынка составит 6,6%.
Источник: PwC
В целом, согласно нашему прогнозу, доходы мировой спортивной индустрии вплоть до 2015 года будут расти. Некоторый спад в 2011, типичный для года после проведения ЧМ по футболу, ситуацию не изменит. Так что пирог становится больше. Настоящий вопрос в том, кто сможет претендовать на самые большие куски этого пирога, создав на рынке предложение, наиболее интересное для зрителя.
Цитата:
Джули Кларк,
Руководитель практики консультационных услуг предприятиям индустрии спорта и организации досуга,
PwC в Великобритании.