Подготовка
Рядовым болельщикам важна возможность быстро и вкусно перекусить, а VIP-гостям – получить ресторанное обслуживание высшего уровня. Оба направления: фудкорты и hospitality – могут приносить арене или управляющей компании серьезный доход. Вот только путь к нему в идеале начинается задолго до ввода объекта в эксплуатацию.
Конечно, любой недостаток можно исправить впоследствии. Но, скорее всего, это обойдется очень дорого. Например, на одной московской арене выяснилось: чтобы установить вентиляцию на новую точку фудкорта, нужно прокладывать канал через четыре перекрытия толщиной в полметра. Нередко бывает и такое, что в проект закладывают больше оборудования, чем требуется для точек питания, – а ведь оно требует затрат на инженерные коммуникации: электроэнергию, вентиляцию, системы пожарной безопасности и так далее.
Серьезной проблемой для коммерческих доходов клуба или стадиона может стать нехватка возможностей дальнейшего развития VIP-пространств. К примеру, на «Газпром Арене» уже несколько лет планомерно увеличивают количество hospitality-зон. Сейчас по их разнообразию и наполнению это один их лучших стадионов России, но в изначальной концепции они не были предусмотрены, так что арене вместе с оператором пришлось пройти большой путь и дополнительно вложиться в это направление.
Рецепт
Чтобы избежать лишних трат и при этом максимизировать прибыль от общественного питания на стадионе, к экспертам стоит обращаться как можно раньше. А также привлекать будущую управляющую компанию. Тем более, когда число форматов, концепций и пожеланий аудитории постоянно растет.
Успешно удовлетворить запросы всех аудиторий – очень сложная задача. Необходимо понимать требования разных групп клиентов, возможности и тенденции рынка, знать потенциальных партнеров, оценивать коммерческие программы владельцев и управляющих арен.
Далеко не в каждом регионе найдутся операторы, обладающие достаточным опытом работы в спорте и понимающие стадионную специфику. Но в России есть компании, у которых можно получить недостающую экспертизу. Ресторанный холдинг Maison Dellos знает о еде на спортивных объектах все. В олимпийском Сочи-2014 он был одним из операторов питания; на чемпионатах мира по футболу – 2018 и 2022 кормил почетных гостей, в том числе на финалах; на футбольной «ВЭБ Арене» и хоккейной «ЦСКА Арене» отвечает за питание полностью – от VIP-зон до столовых для персонала.
Спортивный опыт Maison Dellos
-
-
-
- Юниорский чемпионат мира по хоккею
Сочи, 2013 - Зимние Олимпийские игры
Сочи, 2014 - Лига чемпионов
Москва, 2016–2019 - Кубок Конфедераций по футболу
Казань, 2017 - Азиатские игры по боевым искусствам и состязаниям в помещениях
Ашхабад (Туркменистан), 2017 - Чемпионат мира по футболу
Москва, Казань, 2018 - Европейские игры
Минск (Белоруссия), 2019 - Кубок арабских наций по футболу
Доха (Катар), 2021 - Чемпионат мира по футболу
Доха (Катар), 2022 - «ВЭБ Арена»
Москва, с 2015 года - «ЦСКА Арена»
Москва, с 2022 года
- Юниорский чемпионат мира по хоккею
-
-
Еще одно преимущество Maison Dellos – умение привлекать партнеров, помогающих развивать сервис. В меню лож интегрируются блюда от известных местных ресторанов, свои гастроли на арене могут проводить шеф-повары из других регионов, а на фудкорты приходят популярные бренды. Все это положительно влияет на лояльность гостей и, следовательно, повышает выручку от организации питания. Рядовые болельщики получают широкий выбор и хорошо понятные им концепции, а вип-посетители – оригинальные блюда и новые впечатления. Холдинг же берет на себя организацию всех процессов.
Подача
Привлечение опытных экспертов полезно на любом этапе. Проектирование общественного питания на арене, разработка концепции гостеприимства, подбор и закупка оборудования, контроль его установки, подготовка технических заданий и оценка результатов тендеров, консультации выбранного оператора питания или самостоятельное управление, помощь с наймом персонала (в том числе временного), аудит и оценка эффективности – любой из этих вопросов может закрыть Maison Dellos.
Привлечение сторонних экспертов – полезный ход. Что подтверждает, к примеру, история зимних Олимпийских игр в Сочи. У российского оргкомитета были руководства МОК и сильные операторы, но не было опыта в таких проектах. Поэтому было решено пригласить экспертов компании Aramark, одной из крупнейших компаний мира, имеющей в резюме несколько Олимпиад, включая летнюю в Лондоне в 2012 году. Они проинспектировали объекты, оценили меню и планы подготовки, указали на ошибки, дали свои рекомендации.
Вообще, именно крупнейшие соревнования во многом задают стандарты развития отрасли. Особенно в VIP-сегменте. В России планку поднял футбольный чемпионат мира. В Катаре четыре года спустя сервис был примерно такой же (если не считать Super Pearl клуба с сет-меню от шеф-повара с двумя звездами Мишлен). А новым трендом, который Maison Dellos уже переносит в российскую практику, стало дополнение ресторанного обслуживания элементами развлечения. Меню должно иметь историю, которая начинает раскрываться задолго до подачи первого блюда: с разработки уникальной идеи и концепции, высланной гостю презентации, встречи у входа стадиона, оформления стола. Все это дарит дополнительные впечатления, которые делают вечер незабываемым.Посетители арен имеют большой опыт походов в рестораны, кафе и футкорты и хотят получать сервис, отвечающий современным тенденциям. В то же время владельцы и управляющие все чаще настроены на эффективную коммерческую деятельность и получение прибыли. Качественная организация питания на стадионе отвечает этим запросам и в сочетании с интересным спортивным шоу делает арену одним из лучших мест для проведения досуга.
Партнерский материал