Фонд «Спорттех» построил и обслуживает в Москве две крытые хоккейные площадки. В планах – окупить проект уже через шесть лет
Исследование за миллион
По данным Международной федерации хоккея, Россия занимает третье место в мире по количеству хоккейных площадок. У нас их около 600, но до лидера очень далеко: в Канаде количество арен исчисляется тысячами. Хоккей и фигурное катание у нас очень популярны, так что лед – настоящий дефицит. Даже в Москве, где за последние годы возведено много площадок, спрос явно превышает предложение.
Столкнулся с нехваткой льда и Николай Федосеенков, ныне заместитель председателя совета фонда «Спорттех». Трудности с поиском подходящей площадки подтолкнули к тому, чтобы построить ее самостоятельно.
«У нас ушел год на разнообразные исследования, которые мы провели до начала реализации проекта, – рассказал Николай. – Они обошлись нам в миллион рублей. По результатам исследований, мы выяснили емкость рынка, количество необходимых в городе площадок, их желательное расположение, транспортную доступность. Учли, сколько стоит жилье в округе, сколько живет детей, сколько рядом школ и есть ли неподалеку спортивные школы. Затем мы отсортировали районы города с учетом всех перечисленных параметров и определили места будущего строительства. Только после этого фонд начали вести диалог с городом по поводу земли».
В Москве фонд построил две площадки – «Спорттех арена Северо-Запад» на улице Вилиса Лациса и «Спорттех арена Восток» на шоссе Энтузиастов. Но, по словам Федосеенкова, столица нуждается в десятках таких катков. И они вполне могут дополнять друг друга, даже находясь рядом. Главное – правильно оценить неудовлетворенный спрос.
Некапитально, но комфортно
«Спорттех Арены» работают круглый год. Они позволяют проводить соревнования, массовые катания и тренировки профессиональных спортсменов. Размер льда соответствует канадским стандартам. А на шоссе Энтузиастов главную площадку дополняет еще маленькая – примерно на треть от основной.
Лед, трибуна на сотню зрителей и все внутренние помещения находятся под мягким тентом на алюминиевом каркасе. Это некапитальное здание, которое при желании можно в любой момент разобрать и перевезти на другое место. А под тентом можно разместить все что угодно: каток, баскетбольный зал, волейбольную площадку, футбольное поле или даже то, что к спорту не имеет никакого отношения.
При внешних габаритах 32 × 74 м и высоте стены 5 м объема помещения достаточно для размещения арены размера 26 × 58 м, двухэтажного административно-бытового комплекса и небольших трибун. Помещение для ледозаливочной машины сделано в виде пристройки.
Обе площадки «Спорттеха» построены по типовому проекту компании Roder. Он предполагает пять раздевалок, универсальный разминочный зал, тренерскую, помещения для магазина экипировки, кафе, заточки коньков, кабинет врача и многое другое. По словам Николая Федосеенкова, арены такого рода строят и в других регионах.
«В наших планах открыть еще три площадки в Москве, и мы ведем переговоры о строительстве сети из пяти-шести комплексов в Московской области. Ну а прямо сейчас наш фонд возводит арену в Североморске для парка „Патриот“ Северного флота. В ВМФ хорошо развит хоккей и даже сформирована лига на несколько десятков команд. Это серьезный чемпионат, и он нуждается в современной арене», – рассказал Николай.
Быстро, экономично, долговечно
Комментарий поставщика ледовой арены
Предложенная фонду «Спорттех» конструкция Roder H-Line хорошо подошла на роль тренировочной ледовой арены. Из плюсов можно упомянуть относительно небольшой объем помещения – это упрощает поддержание заданной влажности и температуры, а микроклимату «Спорттех» уделяет большое внимание. При строительстве некапитальной арены на основе стальных ажурных ферм острый угол кровли образует значительное излишнее внутреннее пространство под крышей, которое нужно дополнительно отапливать. А в нашей технологии легкий алюминиевый каркас сочетается с активной термокровлей, сбрасывающей снег, поэтому габариты конструкции более компактные, что делает эксплуатацию арены экономичной и упрощает вписывание ее в городскую застройку. Стеновые ограждения из сэндвич-панелей достаточно эффективны с точки зрения теплоизоляции.
Применяемая нами термокровля не только эффективно сбрасывает снег, но и отличается отличными теплоизоляционными свойствами. Автоматы подкачки кровли мощностью 200 Вт экономично работают несколько раз в сутки, регулируя степень подкачки воздуха. Срок службы кровли – более семи лет, причем возможны модульные ремонт и замена элементов кровли по пятиметровым сегментам. Алюминиевый каркас на основе прямоугольного коробчатого профиля устойчив к коррозии, обладает высокими прочностными характеристиками и служит более 30 лет.
В силу общей легкости конструкции здание является фактически бесфундаментным, опираясь на стальные опорные плиты, которые могут устанавливаться на асфальтовое покрытие, бетонные плиты или ленточный фундамент. Конструкция рассчитана на многократные циклы монтажа и демонтажа. Такие конструкции однозначно являются некапитальными сооружениями, что позволяет возводить ледовые арены без разрешения на строительство и в условиях плотной городской застройки, в парках и на охраняемых территориях.
Срок монтажа на подготовленную площадку – от трех месяцев, проектирование занимает около двух месяцев. Учитывая легкость алюминиевого каркаса, облегчается логистика в удаленные районы – доставка контейнерами или еврофурами.
Павел Настин, руководитель службы маркетинга ООО «Родер»
Мастерское притяжение
В фонде Спорттех» уверяют, что их лед – лучший в городе. Для этого были закуплены современное ледовые оборудование, системы вентиляции, осушки, водоподготовки и комбайн Zamboni – такие рассекают на аренах КХЛ и НХЛ. Машина стоит, как «майбах», утверждает Федосеенков.
Чтобы сохранить лед и обеспечить комфорт хоккеистов и зрителей, внутри нужно создать определенные климатические условия. Температура воздуха должна быть 14 градусов Цельсия при влажности в 50%. Система, которую используют на самых современных аренах, самостоятельно подстраивает нужные показатели.
Административно-бытовой комплекс включает по четыре раздевалки и душевые, четыре санузла, тренерскую, спортивный зал для разминки, кафе, медпункт, пост охраны, холл с ресепшеном
С определенным запасом смонтировано и освещение. КХЛ рекомендует проводить тренировки при свете в 750 люкс. При строительстве площадок на улице Лациса и шоссе Энтузиастов решили не экономить и установили оборудование на 1200 люкс.
Но главное вложение, как утверждают в «Спорттехе», – это люди. В том числе сотрудники, отвечающие за заточку коньков. Невозможно недооценить значимость этой услуги для спортсменов.
«Мы переманили лучших точильщиков: таких на всю Москву два-три человека, – признался Николай Федосеенков. – Многие специально едут к ним через весь город, чтобы заточить коньки у квалифицированного мастера. Это настоящие профессионалы, они учатся в Канаде и работают на хорошем оборудовании, которое может стоить миллион рублей. Нам важно предоставлять нашим гостям лучший сервис».
Реклама для звезд
Арена по типу той, что построена на шоссе Энтузиастов, стоит ₽250–300 млн. Значительную часть оборудования производят за границей, поэтому на окончательной стоимости отражается колебание курса. Эксплуатационные затраты тоже весомые: в месяц они достигают ₽1 млн. Но «Спорттехе» рассчитывают окупить проект уже через пять-шесть лет.
Загрузка арен, работающих с шести утра до поздней ночи, достигает 95%. Стоимость аренды льда – ₽10–30 тыс./час в зависимости от времени суток и дня недели. Отбить затраты также помогает сотрудничество со «Спартаком». На аренах создана детская школа «Спартак-Спорттех» на 400 детей в возрасте от 5 до 8 лет. Она встроена в систему подготовки хоккейного клуба.
Кроме того, «Спорттех» сам проводит турниры, а также организует сборы для детей и взрослых. На площадках почти каждый день проходят массовые катания, причем иногда они сугубо хоккейные, когда на лед выходят те, у кого нет команды, но кому очень хочется поиграть. Это тоже приносит определенный доход. Тренируются тут и профессионалы, на это намекает и реклама на бортах.
«У нас рекламируются дома, жилые комплексы и даже отель на Сардинии, – поясняет Николай Федосеенков. – Хоккеисты – богатые ребята, они зарабатывают хорошие деньги. Летом в Москву из-за океана возвращается российские игроки, и они проводят тренировки у нас. Поэтому реклама адресована в том числе и им».
Арены, построенные фондом «Спорттех» в Москве отчасти уникальны. И речь не о качестве льда или сопутствующих услугах. Дело в фонде, который сам возвел площадки и сам же их эксплуатирует. Поэтому основные риски бизнес-проекта были подсчитаны задолго до начала строительства.