8 августа президент Российской Федерации Владимир Путин подписал федеральный закон № 303 «О внесении изменений в Федеральный закон „О связи“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязывающий блогеров с аудиторией более 10 тыс. подписчиков подавать информацию о себе в Роскомнадзор.
Это документ на 29 страниц. Нас интересуют статьи 2 и 3. Блогерам и организациям, не прошедшим верификацию в Роскомнадзоре, теперь запрещено собирать донаты и продавать рекламу. Под действие закона подпадают не только владельцы страниц в соцсетях, но и авторы каналов в Telegram или YouTube. Авторы, на которых подписаны более 10 тыс. человек, должны предоставлять в Роскомнадзор сведения, позволяющие идентифицировать их личность.
Новый реестр
Роскомнадзор начал вести реестр 1 ноября 2024 года. Требования касаются площадок из реестра соцсетей, который ведет федеральная служба. В него входят 13 платформ: Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассники», YouTube, Rutube, TikTok, Pinterest, Twitch, Likee, LiveJournal, «Дзен», Yappy и «Пикабу». Instagram и Facebook исключены из реестра в марте 2022 года, после того как владеющая ими Meta была признана экстремистской организацией, а сами соцсети заблокированы. Также в список сейчас не входят X (Twitter) и Discord. Уточнить актуальную информацию о вхождении платформы в реестр соцсетей можно по ссылке.
Правила регистрации
1 ноября на «Госуслугах» открылась форма регистрации каналов в социальных сетях, имеющих более 10 тыс. подписчиков. Зарегистрировать свою страницу могут как физические (в том числе иностранные), так и юридические лица, имеющие подтвержденную учетную запись на портале. Заявку нужно подавать отдельно для каждого канала/страницы. В ней указываются название, ссылка, номер телефона и email, к которым привязан канал, номер телефона администратора.
Для подтверждения заявки необходимо разместить полученный от Роскомнадзора номер в описании канала или в закрепленном сообщении. После чего в течение 10 дней принимается решение о включении страницы в реестр. Далее владелец канала должен разместить у себя информацию о регистрации. Отмечается, что в реестре будет отображаться только название и ссылка, а вот сведения о владельцах «нигде публиковаться не будут».
Ничего критичного в таких нововведениях я не вижу. Все привыкли (и это хорошо), что любой бизнес нужно вести легально. Каждый добропорядочный блогер или организация, продающие рекламу в своих аккаунтах, платят налоги, что по факту уже является предоставлением информации о себе в государственные органы.
Может вызвать сложности требование к пользователям-десятитысячникам «не допускать на созданной им персональной странице последующее распространение информации, которая была распространена на персональной странице, не включенной в перечень». Тут могут возникнуть сложности у любого аккаунта. Фактически это запрет на репосты и упоминания, потому что едва ли реестр будет опубликован в ближайшее время. А значит, понять, чьи публикации разрешено распространять, невозможно. Без переписки с Роскомнадзором или подключения юристов не обойтись.Где публиковать видео
С конца июля 2024 года с YouTube происходит что-то непонятное. Одни эксперты заявляют, что сервис специально «тормозят», и скоро он вообще прекратит свою работу на территории России. Другие утверждают, что проблема в устаревшем оборудовании. Телеграм-каналы ежедневно публикуют способы ускорения работы сервиса, но легального и гарантировано безопасного среди них нет и быть не может.
У самой популярной видео-соцсети в мире есть свои плюсы и свои минусы. Ни одна другая площадка не даст вам такого же качественного сервиса для публикации видео. Удобство загрузки, понятные алгоритмы, быстрая работа сайта – по всем этим параметрам российские аналоги пока не смогли приблизиться к YouTube. Только здесь можно найти такое разнообразие видеоконтента – развлекательного, познавательного, документального, исторического, образовательного и, конечно, спортивного, и на любом языке. Но сейчас без дополнительных сервисов шифрования соединения пользоваться YouTube в России фактически невозможно.Я много работал с этой площадкой, знаю крупные компании и людей, которым она приносила основной доход. Кто-то после отключения монетизации стал выходить из положения, встраивая в свои видео интеграции спонсоров, но это удалось малой части создателей контента. А на российских площадках таких возможностей монетизации, что были раньше на YouTube, нет.
В России есть три альтернативных видеохостинга – «Дзен», «ВКонтакте» и RuTube (именно в таком порядке), которые позволяют зарабатывать на контенте. Для авторов лучше и выгоднее всего организована работа «Дзена» – с настройкой монетизации на этой платформе справится любой. У «ВКонтакте» подключение монетизации сложнее, и прибыли она приносит меньше, если у вас нет многомиллионной аудитории или нет соглашения с VK. RuTube же постоянно что-то мешает стать качественной и полноценной заменой YouTube. Доход от монетизации там ниже, чем на двух других российских сервисах. Зато есть инструмент дублирования контента со своего канала на YouTube, что позволяет наиболее удобно мигрировать.
Борьба за авторов
17 сентября «VK Видео» и Rutube одновременно объявили об изменениях в системах монетизации.
VK утверждает, что его система разработана совместно с авторами и учитывает пожелания блогеров. Подключиться к монетизации смогут авторы, имеющие 5 тыс. подписчиков. За публикацию оригинального контента продолжительностью более двух минут они будут получать от 50 до 80% дохода платформы от показов рекламы в их видеороликах. По оценке сервиса, блогеры смогут зарабатывать «десятки тысяч», а топовые авторы – до ₽500 тыс. в месяц, при этом «программа направлена в первую очередь на поддержку и увеличение доходов авторов начинающего и среднего уровня».
Новинка системы Rutube – учет просмотров не только на самом видеохостинге, но и на других сайтах, использующих встраиваемый плеер и входящих в так называемую «Видеосеть». Предполагается, что владельцам таких сайтов Rutube будет предлагать максимально релевантный контент, что должно повышать трафик, а следовательно, и доход авторов.
С 2022 года наибольшее стремление заменить YouTube демонстрирует «VK Видео». Эта платформа активно растет и улучшает свой сервис, в том числе отдельное мобильное приложение. Также компания привлекает популярных блогеров. Они дают платформе просмотры, однако, на мой взгляд, VK нужно предложить качественную программу монетизации всем верифицированным сообществам. Стоит ей заработать, и уже через пару лет большинство пользователей забудут о существовании YouTube.
Иллюстрации: stories / Freepik, СБК
Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №3 (57) сентябрь 2024