Германия сумела в полной мере воспользоваться возможностью обновить инфраструктуру к ЧМ-2006. Проблемы клубов Серии А связывают с тем, что аналогичного обновления к ЧМ-1990 не произошло. Смогут ли планы по развитию стадионов к чемпионату Европы вывести французские клубы на новый уровень?
В июне 2016 года Франция в третий раз примет чемпионат Европы по футболу. Впервые с 2006 года крупный турнир пройдет в стране «большой пятерки».
Соревнования пройдут на десяти стадионах по всей стране, парижский «Стад де Франс» примет матч открытия и финал. Планы развития стадионов включают строительство четырех новых арен в Бордо, Ницце, Лионе и Лилле и обновление шести остальных.
Какое влияние могут оказать значительные инвестиции на выступления французских клубов на национальном и европейском уровне?
С точки зрения предложения, инвестиции увеличат совокупную вместимость стадионов Лиги 1 на 86,000 мест1, доводя среднюю вместимость до 32,000 мест. Кроме того, реконструкция домашней арены ПСЖ «Парк де Пренс», запланированная после чемпионата Европы, также внесет свой вклад в увеличение вместимости французских арен. Увеличенная вместимость обладает потенциалом увеличения доходов для ряда клубов. Впрочем, по сравнению с соседями по «большой пятерке», средняя вместимость французских стадионов высшего дивизиона сезона 2015/16 довольно низкая.
Помимо увеличения вместимости, французские клубы получат более качественные арены и сумеют улучшить процесс похода на матч. Изменятся зоны гостеприимства, технологические стандарты, кейтеринг, торговые площади, конференц-залы и музеи. Эти объекты должны увеличить выручку в дни матчей и открыть новые коммерческие возможности для клубов в течение всего года.
С точки зрения спроса, посещаемость Лиги 1 в последнее время растет. В сезоне 2014/15 средняя посещаемость выросла на 6%, с 21,155 до 22,362 зрителей.
Частично этот прирост объясняется эффектом новизны, который отразился на «Ницце» и «Лилле». По сравнению с последним сезоном на старом стадионе, прирост посещаемости «Ниццы» составил 78%, а «Лилля» - 128%. Теперь можно ожидать подобного в Бордо, где стадион уже открыт, и в Лионе, где новая арена откроется в начале следующего года.
По данным KPMG, средняя посещаемость Лиги 1 в сезоне 2014/15 обошла Серию А и стала четвертой в «большой пятерке» вслед за Испанией, чья средняя посещаемость составила 25,700 зрителей. При неизменной посещаемости в Испании, рост посещаемости 7% в ближайшие два года в Лиге 1 позволит чемпионату выйти на третье место.
Очевидно, что рост посещаемости приведет к росту доходов французских клубов. Согласно имеющимся данным, в сезоне 2013/14 средний доход на одного зрителя (REVPA) в Лиге 1 составлял почти 17 евро. Этот показатель существенно уступает Германии и Англии, но в Италии (19 евро) и Испании (27) результаты были также выше.
Рост коммерциализации стадионов должен создать возможности для увеличения доходов в дни матчей, и не только благодаря увеличению посещаемости. Все арены инвестируют в современные технологии, которые не только улучшают fan experience, но и предоставляют инструменты продвижения других товаров и услуг.
Чемпионат Европы, безусловно, позволит французским клубам состязаться с итальянскими и испанскими по некоторым показателям эффективности и сократить отставание от английских и немецких. Однако без долгосрочного увеличения посещаемости и расходов зрителей конкуренция с лидерами в плане посещаемости, matchday-дохдов и использования стадионов будет невозможна.
[1] Расчет учитывает новую арену «Лиона», которая еще не открылась, но исключает прирост вместимости арены «Ланса», выступающего теперь в Лиге 2.