Сессия «Звук в деталях. Современные акустические решения. Инвестиции в будущее. Финансовая оптимизация» собрала экспертов, которые лучше всех понимают, что озвучивание спортивных арен – крайне сложный и тонкий процесс, и знают, как его организовать для достижения положительного результата.
Спикеры
-
-
-
- Михаил Васильев, руководитель LORO pro
- Илья Князев, специалист по настройке акустических систем для шоу
- Руслан Пилецкий, коммерческий директор CAS
- Руслан Семёнов, генеральный директор CODA Audio
- Владимир Черкасов, официальный эксперт Международной Федерации хоккея (IIHF)
-
-
Тон дискуссии задал гендиректор CODA Audio Руслан Семёнов, вспомнивший, как почти 20 лет назад его отговаривали работать со звуковыми системами.
«Именно поэтому все считают, что звук это какая-то магия и здесь сидят кудесники», – добавил руководитель LORO pro Михаил Васильев.
Еще одно важное препятствие на пути к качественному звуку на спортивном объекте – проектирование по остаточному принципу. Как правило, уже после того, как бюджет на строительство предельно «оптимизирован». В итоге, на звуке стараются сэкономить, что негативно сказывается на результате.
Цена звука
Приблизительная оценка стоимости системы спортивного озвучивания
-
-
-
- На стадионе – ₽8000 на одно зрительское место
- На крытой арене – ₽5000 на одно зрительское место
-
-
Согласился с этим утверждением и Владимир Черкасов, прямо заявивший: «Хотите хороший звук – не экономьте». Но еще важнее, чем закупка качественного аудиооборудования, по мнению эксперта, архитектурная акустика на объекте.
К вопросу бюджетов вернулся коммерческий директор CAS Руслан Пилецкий. Он утверждает, что в масштабах строительства расходы на звук – это «просто пыль», от 2% до 5%. Однако и тут многие заказчики предпочитают экономить на комфорте зрителей.
Организаторы соревнований тоже обычно не предъявляют особенных требований к качеству звука. В отличие от освещения. В том числе потому, что это почти не влияет на уровень трансляции, а универсальные рекомендации разработать сложно, учитывая разную специфику и сценарии использования арен.
Где на Руси звучит хорошо
Выбор экспертов «Спорт Бизнес Конгресса»
-
-
-
- Михаил Васильев – «Екатеринбург Арена» и «ВологдАрена».
- Руслан Пилецкий – «СКА Арена».
«С натяжкой, речь только про спортивный звук, но зато они почти не отступили от проекта за время строительства». - Илья Князев – «ВТБ Арена».
«Отличная архитектурная акустика, прекрасное место для установки концертного звука».
-
-
Участники сессии сошлись в том, что объединить спортивный и концертный звук на арене или нельзя, или экономически неоправданно. Как отметил Владимир Черкасов, для спорта достаточно речевой разборчивости, музыканты же почти всегда предпочитают оборудование, специально установленное для их шоу. А Илья Князев сказал, что не встречал арен, где можно было бы использовать установленные системы для большого концерта.
Эксперты «Спорт Бизнес Конгресса» единодушны: в первую очередь на качество звука влияет не стоимость аппаратуры, а акустический расчет. Как на стадии проектирования (та самая архитектурная акустика), так и в процессе установки и настройки систем, в том числе с использованием подходящих программ моделирования. И крайне важно проконтролировать реализацию этих расчетов.
Похожий пример привел Илья Князев. Он рассказал, как на одном из объектов акустические панели решили перекрасить. Естественно, это привело к проблемам со звуком.
Обсуждение импортозамещения для стадионов показало, что эта проблема в сфере акустики для спортивных арен стоит не слишком остро. Как объяснил Михаил Васильев, европейскую технику по-прежнему можно привезти в Россию. И она до сих пор дешевле продукции отечественных компаний. Причины – высокая финансовая нагрузка на производителей (в том числе НДС) и малый внутренний рынок. Сэкономить можно даже сейчас, когда логистика подорожала, однако выгода закупки на Западе неочевидна.О важности обслуживания говорил и Руслан Семёнов. CODA Audio дает клиентам пятилетнюю гарантию, что особенно ценно в столь сложном производстве. Кроме того, заинтересованный поставщик способен решить вопросы дополнительного оборудования, доставки сигнала и настройки всей системы. Семёнов сравнил такие тесные отношения с брачным контрактом, а также отметил, что, несмотря на нехватку кадров в целом, в России есть уникальные специалисты с «золотыми мозгами». Их работа стоит недешево, но она дает отличный результат.
Фотографии, видео и презентации «Спорт Бизнес Конгресса»