Получив мощный импульс от Олимпийских игр 2014 года, горнолыжный рынок России продолжает бурное развитие. Основные игроки и перспективы отрасли – в исследовании СБК
«Роза Хутор» и все-все-все
С точки зрения Альпийского клуба горнолыжных курортов, в России пока нет ни одного достойного места для зимнего отдыха. Не хватает километража трасс: минимальное требование ассоциации – 200 км.
Самый большой курорт нашей страны «Роза Хутор» перед сезоном-2017/18 ввел в эксплуатацию 12 км трасс и перемахнул за сотню километров (102). Резервы для увеличения протяженности и выхода на «альпийский» уровень еще есть, но гораздо больший потенциал кроется в сотрудничестве с соседями по Красной поляне. В распоряжении газпромовской «Лауры» – 20 км трасс, у курорта «Горки город» – около 30. А еще недавно, 23 декабря, после реконструкции открылся комплекс «Альпика», также принадлежащий «Газпрому», с пятью трассами на 7,4 км.
Согласно постановлению администрации Сочи, планируется объединение «Альпики» и «Розы Хутор» – сначала на отметке 780 м, а потом и на отметке 1,6 тыс. м – и введение общего ски-пасса. А интеграция всех четырех курортов Красной Поляны санкционирована на самом высоком уровне – пожелание ввести единый ски-пасс высказал большой ценитель отдыха в предместье Сочи президент России Владимир Путин. Естественно, его слова не остались без внимания. Даже несмотря на то, что «Роза Хутор» к тому времени успела объявить цены на сезон-2017/18, всем купившим абонементы тут же было предложено за небольшую доплату получить возможность кататься без ограничений по всей Красной Поляне. Ски-бас – специальный автобус, связавший курорты в одну систему, – это новость российского горнолыжного сезона № 2 (главным событием все-таки остается открытие «Альпики»).
На самом деле, на функциональное объединение курортов потребуется еще два года и новое строительство. Оно может привести общую протяженность трасс к искомым 200 км. Впрочем, единая абонементная программа не означает слияния менеджмента, а значит, мы продолжим наблюдать за кейсом, который так и просится на страницы учебника.
Аншлаг как чрезвычайная ситуация
2014 год стал поворотным в развитии горнолыжных курортов в России. Олимпиада, внешнеполитическая и экономическая ситуации сформировали прекрасные условия для взлета курортов Красной Поляны. Профессиональные горнолыжники, тусовщики, туристы, даже просто случайные прохожие горели желанием посмотреть на склоны и олимпийские объекты горного кластера. С тех пор 100-процентная загрузка отелей в высокий сезон стала обычным явлением. Можно было бы написать «нормой», если бы каждый год в Сочи не организовывали специальный штаб для борьбы с этой чрезвычайной ситуацией – инфраструктура справляется с большим трудом.
Туристов не отпугивают ни высокие цены, ни очереди на подъемниках – многие даже считают поводом для радости, если в какой-то день удается суммарно потратить на ожидания меньше часа. Менее лояльные к Красной Поляне любители подсчитали среднюю стоимость «проката» одного километра трассы и выяснилось, что в России она вдвое выше, чем в Альпах – именно из-за столпотворений. Изменить ситуацию пытаются менеджеры «Розы Хутор». Они ввели 37 тарифных планов (и это без учета льготных!) – в зависимости от зоны и времени катания, семейные, групповые и так далее. Остальные курорты устанавливают фиксированную стоимость дня катания.
Ажиотажный спрос дает возможность курортам Красной Поляны не пытаться удовлетворять нужды какой-то конкретной аудитории. Места недовольных тут же займут другие желающие. Нужно только работать над тем, чтобы поток не ослабевал. Казино, аквапарки, мастер-классы, концерты, рестораны – каждый день в долине что-то происходит, и курорты конкурируют между собой не столько на склонах, сколько в сфере развлечений. Из последних новшеств стоит отметить совятник, открытый «Газпромом» в начале февраля.
Однако даже фантастическая популярность не сделала все курорты Красной Поляны рентабельными. ₽ 21,574 млрд убытка – таков итог 2014 года для НАО «Красная Поляна» («Горки город»), контрольным пакетом акций которого владел «Сбербанк». В сентябре 2015-го «Сбербанк» выставил актив на аукцион со стартовой ценой ₽ 35 млрд – вдвое меньше, чем стоимость строительства (впрочем, предполагается, что покупатель должен будет еще выплатить кредит более чем на ₽ 50 млрд), но втрое больше бюджета города Сочи. С приходом новых владельцев «Горки город» не делился подробной финансовой информацией, но очевидно, что в плюс курорту сыграло открытие игорной зоны. Именно на территории «Горок» с января 2017-го работает единственное пока в Красной Поляне казино.
Ветераны и новички
Приэльбрусье – это самый старый (50 лет) и самый высокогорный курорт России, что тут же делает его особым. Людям даже с небольшими проблемами со здоровьем на склонах приходится несладко. А значит, потенциал окрестностей Терскола как семейного курорта низок. Зато с точки зрения любителей горных лыж здесь есть почти все хорошие исходные данные: природа, транспортная доступность, высокие и красивые горы.
Инвестирует в развитие трасс Приэльбрусья АО «КСК» («Курорты Северного Кавказа»). Перед сезоном-2014/15 на курорте «Эльбрус» были выровнены зоны катания, демонтированы старые сооружения, созданы дренажные каналы на склонах, расширены трассы, установлены дополнительные заграждения. В 2015 году «КСК» вложили в дальнейшее обновление курорта около e1 млрд. Средства направили на строительство третьей очереди канатной дороги «Станция Мир» – «Станция Гара-Баши» до отметки 3847 метров, что сделало ее самой высокогорной в Европе, прокладку и обустройство трасс. Подъемник теперь обеспечивает свободный доступ к самой высокой в Европе зоне катания. Но общая статистика «Эльбруса» выглядит скромно: 15,4 км трасс, 3 современных подъемника (старые тоже работают, но пользуются спросом только в высокий сезон). К 2021 году «КСК» обещают 34 км трасс, 11 подъемников, 2108 мест для размещения. В долгосрочной перспективе – 62 км трасс, 18 тыс. мест размещения, 12 тыс. одновременно катающихся туристов на курорте.
И если по трассам вопросов к «КСК» не возникает, то с точки зрения обеспечения мест для размещения у компании могут возникнуть проблемы. Малый бизнес с кавказским колоритом – визитная карточка Приэльбрусья. Все земельные участки на поляне Азау – частная собственность. Выкуп или любая иная форма взаимодействия предполагает большие затраты. Окупятся ли они, учитывая узкую целевую аудиторию, – вопрос. Однако посмотреть на развитие событий интересно.
Другой курорт «КСК» – «Архыз» – строился почти с нуля, так что проблем с частным сектором не возникает. Зато есть сложности с инфраструктурой. До мест катания сложно добраться из аэропорта (общественного транспорта нет), в случае проблем с погодой развлекательных мероприятий минимум, детской школы катания нет. Если прибавить к этому не самый расторопный менеджмент (в этом сезоне курорт открылся последним из российских, и, несмотря на техническую возможность искусственного оснежения всех трасс, работали только две), картина получается удручающей. Однако в проекте открытие трасс на северном склоне, что может сделать «Архыз» меккой для горнолыжников. Сейчас у проекта 14,8 км трасс, 3 канатные дороги. План к 2021 году (общий объем инвестиций к этому времени – ₽ 8,4 млрд) – 32 км трасс, 7 канатных дорог. Потенциал – 132 км трасс, 61 канатная дорога, 18,4 тыс. мест в гостиницах. Домбай, еще один курорт Карачаево-Черкессии, как и Эльбрус, имеет давние советские традиции. И примерно те же современные проблемы. Отсутствие единой концепции развития курорта на протяжении десятилетий привело к хаотичной застройке поселка, фрагментарному развитию инфраструктуры и специфичной целевой аудитории. Разработку нового инвестиционного проекта ведут только с прошлого года. И пока заметных изменений на Домбае не произошло.
Новым игроком в регионе стали «Ведучи». Первый горнолыжный курорт в Чечне начал работу в январе 2018 года. В первом сезоне для туристов откроют объекты так называемого нулевого этапа: горнолыжную трассу и кресельную канатную дорогу на южном склоне, которая сможет перевозить до 1,2 тыс. человек в час. В перспективе «Ведучи» должны занять около 1,5 га. На курорте запланирована работа 15 горнолыжных трасс общей протяженностью 15,5 км, восьми подъемников, гостиничного комплекса и поселка шале, сервисных центров, горнолыжной школы, пунктов проката и обслуживания, ресторанов и кафе, спа-центра. По данным комитета правительства Чечни по туризму, инвестиционная стоимость проекта – ₽ 14,5 млрд, 70% из них составили кредитные средства. Дисконтированный период окупаемости – 8 лет. Однако насколько популярным может стать отдых в Чечне – вопрос открытый.
Другие регионы
Расположенный в Кемеровской области «Шерегеш» – курорт демократичный, а потому популярный у горнолыжного и сноубордического сообщества. Качество отдыха зависит от погоды – системы искусственного оснежения тут нет, как и генерального инвестора. Это приводит к долгостроям и несбалансированному развитию инфраструктуры. Однако на поток туристов это пока не влияет: цена, возможность приобщиться к тусовке и неплохие условия катания все-таки имеются.
Высокие оценки гостей регулярно получает и курорт «Большой Вудъявр» в Кировске (Мурманская область). У этой локации огромный потенциал для расширения – в отличие от кавказских курортов поблизости нет национальных парков или заповедников. Есть куда развиваться инфраструктуре – большинство мест размещения пока предоставляют частные квартиры. Отелей альпийского формата ski in-ski out, когда к зданию можно подъехать на лыжах, в Кировске нет в принципе. Зато возрождаются спортивные школы. В советское время здесь одновременно обучалось до 2 тыс. детей.
Последний курорт в нашем списке – «Горный воздух» (Южно-Сахалинск). Его появление – повод задуматься о критериях, по которым можно отделить горнолыжные курорты общероссийского масштаба от популярных мест для катания, находящихся во множестве возле двух столиц (например, «Сорочаны»). Формально «Горный воздух» располагает 14 трассами различного уровня общей протяженностью 23 км. Неплохо по российским меркам. Но перепад высот на курорте всего 500 метров (для сравнения: у «Розы Хутор» – 1534 м, на Эльбрусе – 1497 м). А удаленность от европейской части России делает затруднительной поездки в Южно-Сахалинск только для катания. Тем не менее, у проекта есть инвестор и покровительство местных властей. Кроме того, располагается он прямо в центре города, что снимает транспортно-инфраструктурные вопросы. В нижней части курорта ведется строительство банного комплекса, запланированы другие возможности для развлечений, так что, может быть, туристов приведет простое любопытство, которое так помогло Красной Поляне.
Текст: Мария Кравченко