В Подмосковье проходит Russian Motorsport Forum 2016
Зима в центральной России, как всегда, наступила неожиданно.
«Сезон-2016 внезапно оборвался», – констатировала исполнительный директор Moscow Raceway Анна Базильер, бросив взгляд на покрытый снегом и ледяной коркой трек.
Russian Motorsport Forum 2016 начался, но рассчитывать на тест-драйвы не приходится.
А ведь в программе есть мастер-классы известных пилотов. В первый день форума, например, опытом делился Михаил Алешин. Но делал он это не за рулем, а сидя в кресле в vip-боксе московского автодрома. Рассказывал не о тонкостях пилотирования болидов, а о программах подготовки спортсменов. И о российских автоспортивных менеджерах (точнее, об их отсутствии).
Мастер-класс Михаила Алешина
Чуть раньше Алешин говорил о том же в рамках дискуссии с монументальным названием «Состояние авто- и мотоспорта в России: проблемы, задачи и пути решения». Проблема, по мнению Алешина, на самом деле, всего одна.
«Автоспорт – это недешевое удовольствие. Отсюда уже вытекают все остальные сложности», – уверен выступающий ныне в американской серии IndyCar гонщик.
На сложности с финансированием пеняла и Базильер, но ее список проблем не ограничивался одним пунктом. Невозможность без больших денег попасть на большое ТВ, а значит, и заработать на рекламе. Отсутствие поддержки от региональных властей. Излишние ограничения со стороны федераций… В общем, радуют Базильер только спортсмены-любители, которые за последние три года стали гонять на ее треке в два с лишним раза чаще.
Анна Базильер
Бывший гонщик, а ныне депутат Московской областной думы Евгений Аксаков тут же рассказал, что нужно просто понимать, что и как именно просить у властей. А член совета Российской автомобильной федерации Сергей Ушаков уверял, что его организация действует исключительно в рамках многочисленных документов Минспорта и FIA. И сделал неожиданный вывод: «Автомобильный спорт – формализованная сфера деятельности. И именно потому, что он формализован, в нем не убивают людей каждый день». Кстати, Ушаков стал единственным докладчиком первой сессии, не уложившимся в отведенное время – но и вопросов к федерации было больше всего как у соседей по президиуму, так и у делегатов в зале.
Russian Motorsport Forum 2016 оказался компактным, почти камерным мероприятием. Два маленьких выставочных зала-гаража нужны были, скорее, для проформы (и смены обстановки во время кофе-брейков). А развлекательная часть ограничилась компьютерным симулятором гонок. Но две сотни гостей (солидный конференц-зал большую часть дня был ближе к аншлагу, чем к состоянию «полупустой») и не за этим поехали за 70 километров от Москвы. Зато все обсуждения проходили бодро. В первый день работы форума провалилась только спонсорская презентация. Монотонный рассказ о тонкостях разработки топлива и учета всех параметров горения вещества зачистил зал всего за несколько минут.
Самый любопытный бизнес-блок закрывал первый день форума. О работе со спонсорами и партнерами рассказывали представители как этих самых спонсоров, так и команд. Конкретные примеры активаций и программ для партнеров описал Андрей Щепкин из «КАМАЗ-мастер». Он даже раскрыл подробности будущего проекта – шоукара, – взаимодействовать в котором будут и челнинский автозавод (выделит машину), и банк ВТБ (обеспечит финансирование), и Red Bull (проконтролирует исполнение).
Знаменитый пилот и руководитель команды «КАМАЗ-мастер» Владимир Чагин за рулем непривычно маленького автомобиля
Оксана Косаченко, ставшая известной как менеджер первого российского пилота «Формулы-1» Виталия Петрова, а ныне возглавляющая рекламное агентство, делилась опытом работы с самой популярной и дорогой гоночной серией. «Спонсоров отталкивает безумная стоимость и абсолютная непрозрачность ценообразования, – признала она. – Одна и та же позиция у разных команд может стоить и 3 и 20 млн. С другой стороны, «Формула» – это выход к элите, за который многие готовы платить».
Насколько сложно и интересно работать в «королевских гонках», знает и директор по продажам Kaspersky Lab Александр Моисеев. По его словам, по ходу действия пятилетнего спонсорского контракта приходилось постоянно учиться правильно его использовать. Завершая свое выступление, он вернулся к магистральной мысли всего форума. «Менеджеров в автоспорте найти сложно, хотя, наверное, они где-то есть. Надо их взращивать, прививать культуру», – заявил Моисеев и сорвал аплодисменты. Интересно, какую часть из них сгенерировали неуловимые автоспортивные менеджеры?