Сильнейшая футбольная лига России наконец-то официально объявила о ребрендинге. Новое название и новый логотип все уже видели раньше, но без сюрпризов не обошлось
Впрочем, и главный из сюрпризов оказался рассекречен раньше времени. В оформлении зала на крыше торгового центра на Цветном бульваре использовался логотип «Матч Премьер». Как несложно догадаться, это эмблема нового канала, пришедшего на смену «Нашему футболу», показывавшему чемпионат России в полном объеме в последние годы. Предположение подтвердилось, но началась презентация сезона (именно так называлось мероприятие) все же с нового бренда лиги.
Три буквы
Теперь у нас нет РФПЛ. Вместо нее РПЛ – Российская премьер-лига. От слова «футбольная» отказались, и никто особо не интересовался, почему. Только болельщики шутили, что так честнее. «Была неразбериха с названиями и логотипами. Поэтому мы приняли единственно верное решение – продвигать один бренд. Да, юридически у нас остается прежнее название, но вовне мы концентрируемся на бренде РПЛ», – сказал директор по маркетингу лиги Евгений Савин. При этом об одной проблеме такой концентрации уже известно: официальный сайт лиги пока остается на домене rfpl.org. Сменить его хотят, но не могут – самый желанный вариант rpl.ru занят киберсквотеррами, которые, по словам Савина, не выходят на связь, хотя РПЛ готова заплатить.
Представляя новый бренд, Савин и коммерческий директор лиги Павел Суворов рассказали о проведенном большом исследовании аудитории. «Мы увидели, что футбол, как сейчас модно говорить, жив», – сказал Евгений. Повод для оптимизма дала статистика компании Mediascope, в 2016 году посчитавшей, что 42% россиян интересуются футболом постоянно, а еще 26% – изредка. В лиге надеются, что новый бренд станет инструментом вовлечения людей и увеличения посещаемости матчей. Определены и целевые аудитории. Их выбрано сразу три. Это молодежь, «цифровое поколение» (от 14 до 24 лет), семейные люди, «крепко стоящие на ногах» (35–45) и болельщики «со стажем» (50+). И конечно, новый бренд должен помочь лиге конкурировать с кинотеатрами и другими видами развлечений – к этому сейчас стремятся все и всегда.
За визуальную составляющую РПЛ полностью отвечает Студия Артемия Лебедева. Она не только нарисовала логотип-медведя, но и разработала фирменный стиль, графику для трансляций и даже шрифт, который будет использоваться на футболках игроков всех клубов лиги.
В представленном ролике у РПЛ оригинальное написание латиницей – Russian Premier Liga, смешение перевода и транслитерации. При этом в первоначальных версиях, опубликованных вместе с логотипом в апреле (доступны на сайте студии Лебедева), использовалось английское слово League.
Одно окно
Переход повествования от новой лиги к новому телеканалу обеспечил генеральный директор «Газпром-Медиа» Дмитрий Чернышенко. Недавно входящий в этот холдинг «Матч ТВ» объявил о подписании нового контракта с РПЛ. Чернышенко вспомнил анекдот про медведей, которых россияне вынуждены были держать взаперти во время чемпионата мира, чтобы не пугать иностранцев. «Наконец-то наш медведь вышел на улицу, и вышел круто. Получился правильный замах», – резюмировал менеджер. По его мнению, главное – не потерять настроение ЧМ-2018, который заметно улучшил имидж России. В очередной раз. «Впервые он поменялся в 2014 году, но там была международная турбулентность, – аккуратно сформулировал бывший глава оргкомитета Олимпиады в Сочи. – Но сейчас победу у нас никто не украл и не смазал». На этом Чернышенко передал слово креативному продюсеру телеканала «Матч Премьер» Гавриилу Гордееву. Это бывший кавээнщик, резидент Comedy Club (Гавр), сооснователь Comedy Radio и директор телеканала ТНТ4.
«К 2020 году мы планируем почти втрое увеличить число подписчиков наших платных сервисов»
Дмитрий Чернышенко
Гордеев рассказал о новом канале, который начнет вещание утром 28 июля на месте «Нашего футбола». Он покажет не только все 240 матчей сезона РПЛ (хотя последний тур, когда игры начинаются в одно время, явно придется раскидать по другим каналам холдинга) с полными студийными обвязками и игры Кубка России, но и обзоры ведущих европейских чемпионатов. Также «Премьер» станет премьерным (Гавриилу несколько раз пришлось споткнуться об это словосочетание) для футбольных шоу холдинга «Матч». Плюс ведутся переговоры о трансляции на этом канале обзоров Лиги чемпионов и Лиги Европы и матчей российских клубов в еврокубках. «Мы создаем единое окно в мир футбола всего за 219 рублей в месяц», – сказал Гордеев, подчеркнув, что цена подписки не изменилась по сравнению с «Нашим футболом». При этом он пообещал, что на новом канале не будет рекламы, «только спонсорские интеграции». «Матч ТВ» в сезоне-2018/19 достанется всего 60 игр РПЛ. Но Чернышенко уверен, что популярности трансляций это не повредит. «Эксперимент с переносом показа в платные среды показал, что это не влияет на интерес, зритель находит контент», – заверил глава «Газпром-Медиа».
Два претендента
За красочными презентациями ушел на второй план один из главных вопросов – детали контракта между «Матчем» и РПЛ. Он заключен на четыре года с возможностью продления еще на сезон. А вот сумма осталась неназванной. Павел Суворов только сказал, что есть фиксированная минимальная часть, превышающая аналогичную в прошлом соглашении, и «привлекательная дополнительная», зависящая от успехов совместной работы партнеров. «Если мы превысим определенные целевые показатели, большую часть дополнительного дохода получит лига», – уточнил Чернышенко. По неофициальной информации, за медиаправа лига получила ₽1,7–1,8 млрд в год, то есть действительно больше, чем раньше (примерно ₽1,5 млрд после вычета денег за производство картинки).
Представители лиги заверили, что «Матч ТВ» был не единственным претендентом, в финале рассматривались две заявки. Но предложение привычного вещателя оказалось наиболее выгодным и перспективным. И спортивный телехолдинг получил все права – от идеи разделить их по разным пакетам в РПЛ отказались в процессе сбора заявок.
Дмитрий Чернышенко в ответ на вопрос о финансовых результатах предыдущей работы с главной российской футбольной лигой назвал прошлый контракт «инвестиционным». Новый, впрочем, тоже, но с расчетом быстро выйти на самоокупаемость. Основания для оптимизма – «большая проделанная работа». Кстати, по словам Чернышенко («Вы все равно меня спросите», – предугадал он) в этом году должен выйти на операционную безубыточность и «Матч ТВ». «Если говорить именно о федеральном канале», – уточнил менеджер, и это важно, потому что мы не знаем, как распределены расходы внутри субхолдинга и на какое именно подразделение «повешены», например, дорогие телеправа.
Текст: Дмитрий Христич, шеф-редактор СБК