В марте 2012 года КПМГ опубликовала результаты исследования «Перспективы строительства и эксплуатации футбольных стадионов», посвященного влиянию состояния арен на выручку футбольных клубов в дни матчей. Специалисты КПМГ провели анализ тенденций отрасли, а также сравнили финансовые показатели различных клубов, указав на имеющиеся у них коммерческие возможности.
Более 20 % выручки клубов Большой пятерки приходится на доходы от продажи билетов, абонементов и лож. Однако самую большую долю выручки (46 %) эти клубы получили по договорам продажи прав на телетрансляции, еще треть – из других источников включая, спонсорство. Для западноевропейских клубов, не играющих в Большой пятерке футбольных лиг, значение доходов в день матча еще выше. В Восточной Европе нехватка современных стадионов и, как следствие, низкая посещаемость и дешевые билеты сокращают долю matchday revenue до 10 и менее процентов.
Форма собственности стадионов, включенных в выборку, в основном оказалась тесно связанной с их возрастом – большинство муниципальных спортивных объектов были построены очень давно. Многие частные арены, напротив, введены в эксплуатацию в последние годы, причем при их проектировании особое внимание уделялось именно коммерческим возможностям.
КПМГ сравнивает выручку европейских клубов в расчете на одно зрительское место на их домашних стадионах. Общий доход от продажи билетов и лож делится не на количество событий, а на все 365 дней в году. Это позволяет оценить эффективность арены с точки зрения ее загруженности и наполняемости.
Стадионы клубов Большой пятерки стоят особняком относительно общей картины, поскольку характеризуются большой вместимостью при заполняемости свыше 60 %. Другую группу образуют лиги менее крупных развитых западноевропейских стран, где в среднем количество мест на футбольных аренах не превышает 25 тыс. человек, а коэффициент заполняемости составляет более 55 % (в частности, в Нидерландах в сезон 2009/2010 заполняемость стадионов составила 90 %, в Австрии – 63 %, в Швейцарии – 58 %). В третью группу входят лиги стран Центральной и Восточной Европы, а также некоторых отстающих западноевропейских стран (таких как Греция и Португалия), где вместимость стадионов намного ниже, и заполняются они менее чем наполовину. Сюда относится и Россия, где в прошлом сезоне заполняемость стадионов находилась на уровне 50 % при средней вместимости в 25 034 человека, а выручка клубов в дни матчей составила по 1,2 млн евро.
Несмотря на то что уровень ВВП на душу населения в России сравнительно невысок, наша страна демонстрирует высокий потенциал роста. В сочетании с несомненным преимуществом в виде большой численности населения это может позволить ей наряду с Турцией потеснить страны Большой пятерки. Благодаря проведению ЧМ-2018 году у России появится прекрасный шанс модернизировать футбольные стадионы по всей стране.
Архитекторы постарались учесть все стандартные удобства, характерные для современных спортивных сооружений: рестораны, торговые площади, отели, конференц-залы, VIP-ложи. Однако при более внимательном изучении проектов понятно, что большинство из них рассчитано на то, чтобы удовлетворить минимальные требования ФИФА. Стандартные размеры запланированных стадионов и одинаковое количество VIP-мест свидетельствуют о недостаточных усилиях в направлении создания спортивных объектов, учитывающих специфику спроса на местах.
Строительство крупных стадионов само по себе еще не гарантирует дальнейшего роста и развития российского футбольного бизнеса. Проекты новых стадионов требуют тщательной доработки и адаптации к рыночным условиям конкретных регионов и демографической ситуации в каждом из них. Кроме того, успех отечественных клубов будет зависеть от общей экономической ситуации в стране. Однако при грамотном планировании Россия вполне может войти в состав ведущих европейских футбольных держав.
Степан Светанков, заместитель директора группы по слияниям, поглощениям и привлечению финансирования КПМГ в России и СНГ Экономические условия и перспективы в каждой стране оказывают серьезное влияние на успех футбольных клубов. В то же время немаловажную роль играют исторические и недавние спортивные достижения, а также качество спортивной инфраструктуры. В анализе КПМГ подчеркивается, что наполняемость стадионов существенным образом зависит от каждого из этих факторов.