Главные результаты первого комплексного финансового исследования работы клубов РФПЛ
Аудиторско-консалтинговое агентство PwC и Российская футбольная премьер-лига представили совместное исследование экономики российского футбола. Они впервые опубликовали информацию об основных финансовых и коммерческих аспектах работы клубов РФПЛ. СБК внимательно изучил любопытный документ и выделил все самое главное.
1. Российский футбол может быть прибыльным
По итогам 2016 года доходы клубов РФПЛ впервые за пять лет превысили расходы. Суммарная прибыль членов лиги – ₽3,2 млрд. Суммарный убыток четырех предыдущих лет – ₽24,7 млрд.
Авторы исследования избегают упоминаний любых финансовых результатов отдельных клубов, но известно, что в 2016 году «Зенит», продав трех футболистов за €104 млн, стал, по оценке УЕФА, самым прибыльным клубом Европы с итоговым положительным сальдо в €77 млн (₽7,4 млрд по среднегодовому курсу). Другая хорошая новость в том, что в структуре доходов клубов РФПЛ постепенно снижается доля так называемых целевых отчислений (в первую очередь деньги от владельцев клубов).
Впрочем, до лучших европейских образцов пока далеко. Участникам сильнейших чемпионатов 38,7% доходов приносят медиаправа. В России этот показатель – всего 3,5%. И вряд ли он в ближайшее время сильно вырастет. «Мне хотелось бы, чтобы телевидение приносило лиге хотя бы $100 млн, но, наверное, мы не дождемся лучших времен», – признался президент РФПЛ Сергей Прядкин.
2. Аудитория РФПЛ не растет
Последние 10 сезонов средняя посещаемость матчей чемпионата России – 12 тыс. человек. Показатели первой части сезона-2017/18 выше. Незначительно, но PwC пишет, что «суммарная посещаемость матчей за сезон также может оказаться рекордной».
Впрочем, пока речь может идти только о локальном рекорде. По официальным данным РФПЛ, средняя посещаемость матчей в этом сезоне – 12952 зрителя. А в сезоне-2007, не вошедшем в исследование PwC, на игры лиги в среднем приходило по 13115 человек.
Остается стабильным и интерес телезрителей. В нынешнем сезоне, как и в прошлом, средний рейтинг трансляций матчей РФПЛ (в мужской аудитории старше 18 лет) – 2,0. Показатель лучшей трансляции – 4,0. Для сравнения, самая спортивная популярная трансляция 2017 года – мужской масс-старт на чемпионате мира по биатлону – имела рейтинг 4,6, да еще и в более широкой аудитории (все телезрители старше 4 лет).
В социальных сетях все клубы РФПЛ имеют на всех площадках 11,86 млн подписчиков. А клубные сайты посещает 2,21 млн человек в месяц.
3. Билеты и абонементы приносят примерно ₽2 млрд
По признанию авторов исследования, российские клубы неохотно предоставляют детальные данные о своих бюджетах, даже несмотря на то, что публикуются только суммарные показатели. Поэтому по детализации отчет сильно уступает аналогичным документам европейских лиг. Но есть надежда, что в будущем ситуация улучшится. Сергей Прядкин заверил, что будет заставлять клубы открывать свои финансовые показатели.
Тем интереснее один из редких показателей финансовой деятельности, разобранный подробно, – продажа билетов и абонементов. Суммарная выручка клубов РФПЛ по этой статье в сезоне-2016/17 составила ₽1,96 млрд. Почти половину приносят билеты на игры чемпионата России (средняя цена – ₽500 рублей за штуку), а более четверти – абонементы (₽5700 в среднем). Оговоримся только, что эти данные – неполные, в них не учтены вылетевшие из высшего дивизиона «Крылья Советов», «Оренбург» и «Томь», а так же «Анжи» (проблема все в той же сложности с получением информации). То есть, эти два миллиарда заработали 12 из 16 клубов лиги.
Согласно исследованию, билеты на свои матчи онлайн продают 14 из 16 клубов. А абонементы – только 5. При этом через интернет продается 39% разовых билетов и 30% сезонных.
4. На стадионах становится комфортнее
Российские стадионы не только обновляются, но и становятся более дружелюбными. Количество сотрудников, отвечающих за безопасность, на трибунах за последние пять лет сократилось вдвое. А доля полицейских среди них уменьшилась в полтора раза за счет увеличения числа стюардов.
Девять клубов из 16 организуют развлекательные программы для всех болельщиков перед матчем или во время перерыва. Спонсоры клубов РФПЛ проявляют большую активность – партнеры 11 клубов размещают в дни матчей на территории стадионов собственные развлекательные площадки.
Системами управления взаимоотношений с клиентами (CRM) пользуются пока только пять клубов лиги. При этом два из них разработали программное обеспечение самостоятельно. Еще семь клубов планируют внедрение CRM в ближайшем сезоне. Но по словам представителей клубов, меньше половины спонсоров заинтересованы в маркетинговых активациях с использованием CRM-систем.
12 клубов из 16 располагают рекламными бюджетами для продвижения матчей. Основные каналы – наружка и онлайн-СМИ. А вот для информирования болельщиков в первую очередь используются электронные письма и смс.
5. Форма – основной рекламный носитель
На игровой форме клубов РФПЛ размещено 75 логотипов спонсоров и партнеров. Самыми популярные места – грудь и рукав, на них расположилось по 13 спонсоров. При этом клубам доступен только левый рукав – на правом обязательно должен быть логотип турнира.
Рекордсмен по количеству спонсорских логотипов в сезоне-2017/18 – «Спартак»: на его игровой форме присутствуют логотипы 11 партнеров, причем один из них размещен дважды. Второе место делят ЦСКА, «Рубин» и «Урал» с пятью спонсорами. Один клуб РФПЛ не имеет спонсорских размещений на своей экипировке, а у трех клубов представлено лишь по одному партнеру.