Команда Football Benchmark спортивной практики KPMG исследует посещаемость некоторых быстро растущих футбольных рынков планеты – Соединенных Штатов Америки, Китая и Индии – и сравнивает их с «Большой пятеркой» европейских лиг.
В отличие от традиционных европейских лиг, Главная футбольная лига (MLS), Индийская Суперлига (ISL) и Китайская Суперлига (CSL) разыгрываются по системе «весна-осень». Согласно данным по итогам сезона 2015 года, все три новых соревнования преодолели отметку 20,000 человек по средней посещаемости. Пусть до Бундеслиги и Английской Премьер-лиги еще далеко, но развивающиеся чемпионаты уже достигли паритета с Ла Лигой, Серией А и Лигой 1.
Со средней посещаемостью 21,536 зрителей, 20-й сезон MLS побил собственный рекорд посещаемости прошлого сезона на 12.8%. Появление двух успешных франшиз – New York City FC и Orlando City – чья посещаемость уступила лишь Seattle Sounders (44,247), стало главным драйвером роста числа болельщиков на североамериканских стадионах. В то же время отсутствие Chivas USA, чья посещаемость в последние 3 сезона была самой низкой, также положительно сказалось на общих показателях. Хотя анализ может зависеть от состава MLS, важно заметить, что даже без учета этих трех клубов все равно наблюдался бы рост на 4%.
Китайская Суперлига не пользовалась вниманием международной прессы, но именно она показала самый крупный рост из всех рассмотренных чемпионатов. Прирост на 16.7% по сравнению с сезоном 2014 подтверждает, что не только спонсоры и инвесторы, но и болельщики вернули веру в национальные соревнования. Скачок 2015 года позволил CSL преодолеть отметку 21,800 зрителей по средней посещаемости, лишь на несколько сотен уступив итальянской Серии А и французской Лиге 1.
Другой многообещающий молодой турнир – Индийская Суперлига. Она меньше по размеру – 8 клубов и 56 матчей регулярного сезона – но уже во втором сезоне значительно обошла ранее существовавшую I-League по посещаемости. Хотя прирост к прошлому сезону составил лишь 4%, средняя посещаемость ISL 2015 года (26,376) выше, чем в Ла Лиге розыгрыша 2014/15. Более того, ISL укрепила позиции самого посещаемого национального чемпионата в Азии. Один фактор, позитивно влияющий на результат – ограниченное число франшиз базируется в регионах, где футбол уже был относительно популярен, например, Керала, Гоа и Северо-Восточная Индия.
Анализ эволюции средней посещаемости в выбранных странах за последние три сезона – с 2012 для азиатских лиг и 2011/12 для европейских – показывает разные тренды при сравнении новых и традиционных футбольных стран.
В «Большой пятерке» только французская Лига 1 растет с темпом, сравнимым с MLS и CSL (17.9% от сезона 2011/12). В сезоне 2014/15, Ла Лига и Серия А зафиксировали среднюю посещаемость в размере 98.8% и 95.4% соответственно по сравнению с сезоном 2011/2012. Бундеслига с 42,700 зрителями в среднем и средней заполняемостью стадионов более 90% и АПЛ с 36,000 зрителей в среднем и 96%-ой заполняемостью стадионов пока что остаются лучшими чемпионатами с точки зрения посещаемости.
Растущая популярность обеспечивается трансферами известных игроков и тренеров, и вместе с растущим интересом спонсоров и недозагруженностью стадионов на некоторых аренах есть основания полагать, что посещаемость MLS, CSL и ISL в ближайшие годы будет расти. Быстрый рост новых футбольных рынков поднимет вопрос, смогут ли местные лиги со временем обойти Бундеслигу и АПЛ по посещаемости.