Веселее, чем гольф
Пиклбол появился в 1960-х годах в штате Вашингтон благодаря Джоэлу Притчарду. Он любил гольф, но понимал, что его увлечение у детей и жены вызывает только скуку. Так Притчард предложил сыграть мячом из софтбола (более простой вариант бейсбола) в подобие тенниса. Общепринятого объяснения, почему теперь это развлечение называется пиклболом, нет. По одной из версий – в честь Пикла – пса Джоэла.
Набор очков происходит точно так же, как в теннисе: мяч должен дважды приземлиться на половине поля соперника. Подсчет баллов ведется как в пинг-понге и обычно идет до 11 в каждом гейме. А геймов чаще всего не больше трех.
Стандартный корт для пиклбола меньше теннисного: 6 x 13,4. Сетка расположена низко – на высоте 90 сантиметров. Поле разделено на две половины, каждая – на неигровую зону ближе к сетке и две зоны подачи. Площадки бывают открытыми и закрытыми, покрытие – хард, но на любительском уровне матчи проводят и на траве.
Миллион ракеток за год
Бум пиклбола начался во время пандемии, когда многие привычные виды развлечений оказались недоступны. Впрочем, и до коронавируса интерес к нему рос. По данным CNBC, с 2016 по 2019-й число игроков стабильно увеличивалось по 7,2% в год и достигло 3,5 млн, а еще через два года количество игроков оценили уже в 4,8 млн. В США этот вида спорта завоевал популярность из-за низкого порога входа: научиться базовым элементам довольно легко, а в качестве площадки подойдет подъезд к гаражу или просто тихая улица американского пригорода. На этом фоне крупная сеть оздоровительных отелей и клубов Life Time Group объявила о планах построить 700 площадок для пиклбола. Сейчас же в США, по данным Front Office Sports, таких мест около 10 тыс.
Растет спрос и на инвентарь. Весной розничная сеть Pickleball Central сообщала об увеличении продаж с начала года на 30–40%. Капитализация производителя Selkirk выросла с 2020-го в три раза, и в этом году компания рассчитывает продать миллион ракеток. Этот рынок, по оценкам Global Info Research, в 2021 году составил $152,8 млн.
Форму для пиклбола выпускают крупные международные бренды: adidas, Head, New Balance и многие другие. По данным агентства маркетинговых исследований TechNavio, рынок одежды для пиклбола в 2026 году вырастет до $680,3 млн.
Между тем, Absolute Reports в отчете пишет, что общий объем мирового рынка этого вида спорта в 2021-м составил $1,187 млрд, и, согласно прогнозам, к 2027 году показатель достигнет $2,140 млрд.
Профи объединяются
По оценкам журнала Economist, пиклбол – самый быстроразвивающийся вид спорта США. И это заслуга не только любителей – профессиональный сегмент динамично растет за счет инвестиций и внимания известных персон. В 2022 году клубами (в команде по пиклболу играет четыре человека) обзавелись легенда НБА Леброн Джеймс, победитель НФЛ Том Брэди, бельгийская теннисистка Ким Клейстерс. Осенью стало известно, что своя команда будет у производителя пива Anheuser-Busch. Интерес к игре также проявляют Леонардо ди Каприо и Билл Гейтс.
В итоге основанная в прошлом году Высшая лига пиклбола (MLP) разрослась с 12 до 16 участников. К тому же в середине ноября стало известно, что турнир объединится с другим соревнованием – Лигой пиклбола VIBE. В новом сезоне общий чемпионат пройдет под брендом MLP, призовой фонд увеличат до $2 млн, а матчи турнира продолжат транслировать Fox Sports, CBS и Tennis Channel. По данным Front Office Sports, лучшие игроки мира за счет призовых и спонсорских контрактов зарабатывают по $200 млн.
Потенциал для развития
За пределами США пиклбол развивается медленнее. По данным Proficient Market Insights, с точки зрения инвентаря самый крупный европейский рынок – это Германия. В Азии этим видом спорта особенно заинтересовались в Южной Корее и Японии.
На этом фоне потенциал российского сегмента явно не раскрыт. В 2021 году в нашей стране появилась федерация пиклбола, но ее участие в развитии вида спорта номинально: число подписчиков в соцсетях – единицы, а календарь соревнований отсутствует. Наиболее активным считается Подольский клуб любителей пиклбола, который проводит соревнования и тренировки, в основном для игроков пенсионного и предпенсионного возраста. В 2018-м клуб даже выиграл конкурс, организованный подмосковными властями, и получил ₽156 тыс.
Самый известный игрок в пиклбол из России – это Ирина Терещенко. Она дважды выигрывала Открытый чемпионат США, а сейчас выступает в MLP за команду BLQK – одну из сильнейших в лиге. Среди тренеров выделяется Катерина Чуденко, которая первой из россиянок получила профессиональную лицензию. С этим видом спорта она тоже познакомилась с США.
«В Америке сходят с ума по пиклболу, – рассказала Катерина Чуденко. – Теннис – дорогой вид спорта: аренда кортов, инвентарь, да и элитарность не способствует низким ценам. Пиклбол – совсем другое дело. Один корт для тенниса – это три или четыре площадки для пиклбола, причем проводить тренировки можно в любом зале, в том числе для волейбола и баскетбола».
Площадки для пиклбола в России пока практически не обустраивают. Из позитивных примеров – Калининград: в октябре местные власти пообещали создать место для игры в одном из дворов в спальном районе. Проект включает площадки для стритбола, пиклбола и тренажеры. Пока же даже ракетки приходится заказывать через интернет – в основном из Китая или США.
Источники: Absolute Reports, Global Info Research, Front Office Sports
Фото: Unsplash
Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №4 (50) декабрь 2022