10 января 2018 года стартовал первый сезон Overwatch League. Проект сразу получил восторженные отзывы в прессе (от ESPN до Times), внимание болельщиков и высокие оценки профессионалов индустрии. Чем новая киберспортивная лига заслужила столько авансов?
Overwatch – это сетевой командный шутер, «стрелялка». Здесь нет сюжетов из реальности, как в Counter-Strike (спецназ против террористов) или Call of Duty (мировые войны). Игра компании Blizzard – вымышленный мир со своими героями, оружием, суперспособностями. Релиз Overwatch состоялся 24 мая 2016 года, и в первый год игра поставила рекорды по продажам и количеству одновременно подключенных пользователей. Постепенно ажиотаж упал, и Blizzard сделала сле-дующий ход – запустила собственную киберспортивную лигу.
Золотой миллиард
Рынок видеоигр в 2017 году оценивался примерно в $109 млрд. На киберспорт приходится всего около $1 млрд, но издатели активно вкладывают в него деньги, потому что поняли: регулярные турниры продлевают игре жизнь. Самый яркий пример – Сounter-Strike, в которую играют около 14 млн человек (не считая китайцев, пользующихся особой версией). Впервые она вышла в 2000 году, а главная для современного киберспорта модификация Global Offensive была презентована в 2012-м. И даже если киберспортивная составляющая сама по себе приносит издателю (компания Valve) убытки, продажи основного продукта и внутриигровых предметов, так называемых скинов, их с лихвой оправдывают.
30 млн человек играют в Overwatch по всему миру
По другой своей игре, Dota 2, Valve ежегодно проводит турнир The International с рекордным для индустрии призовым фондом (в 2017-м команды разыграли почти $25 млн). Издатель League of Legends – компания Riot Games – вкладывает миллионы долларов в свои киберспортивные лиги по всему миру и собирает на трансляциях больше всего зрителей – только финал прошлогоднего чемпионата мира посмотрело 40 тыс. человек на арене и около 70 млн в Интернете. Но даже эти суперсобытия, насколько можно судить (официальных данных нет), оценивая масштабы, вложенные средства и количество спонсоров, далеки от самоокупаемости. В Blizzard же решили выйти на новый уровень – зарабатывать непосредственно на киберспорте.
«Overwatch уже объединила более 30 млн игроков по всему миру. Новая лига – это возможность вознаградить наиболее успешных из них».
Исполнительный директор Activision Blizzard Бобби Котик
Одна из главных причин, не позволяющих делать крупные киберспортивные соревнования коммерчески успешными, – отсутствие специалистов из других профильных секторов, в первую очередь из маркетинга. Часто им занимаются бывшие геймеры, плохо понимающие, как монетизировать зрителя, работать с правами и успешно их продавать. Поэтому Blizzard сразу пошла к людям, которые очень хорошо понимают, как зарабатывать на игре, – к владельцам профессиональных клубов из американских спортивных лиг.
В Overwatch League девять команд из США и по одной из Великобритании, Китая и Южной Кореи. Los Angeles Gladiators принадлежат братьям Кронке, владеющим лондонским «Арсеналом» (футбол), «Лос-Анджелес Рэмс» (НФЛ, американский футбол), «Денвер Наггетс» (НБА, баскетбол) и «Колорадо Эвеланш» (НХЛ, хоккей). Boston Uprising входит в бизнес-группу Роберта Крафта вместе с «Нью-Ингленд Пэтриотс» (НФЛ) и «Нью-Ингленд Революшн» (МЛС, футбол). Philadelphia Fusion основала компания Comcast Spectacor, в чей портфель входит «Филадельфия Флаерз» (НХЛ). А у New York Excelsior общее управление с «Нью-Йорк Метс» (МЛБ, бейсбол).
Чем соревнования по не самой популярной компьютерной игре привлекли людей, уже хорошо зарабатывающих на спорте? Истинные мотивы, если отбросить политес вроде «это перспективная индустрия» и «нам интересна эта аудитория», кроются в системе организации турнира.
Спонсоры
Партнерами Overwatch League стали действительно серьезные игроки: HP, Toyota, Intel, T-Mobile, Sour Patch Kids. Ранее компании такого уровня спонсировали киберспортивные турниры редко – можно вспомнить лишь сотрудничество ESL и Mercedes. По словам вице-президента Blizzard по киберспорту Майка Сепсо, контракты с HP и Intel стали рекордно дорогими для индустрии. Лиге остается добавить в число партнеров Coca-Cola и McDonald’s, и ее спонсорский пул будет выглядеть не менее солидно, чем у Олимпийских игр.
Первое спонсорское соглашение с отдельной командой в новой лиге заключила сеть ресторанов Jack in the Box, чья прибыль в 2016 году превысила $1,5 млрд. Компания стала официальным кафе Dallas Fuel и заняла единственное доступное по регламенту соревнований рекламное место на форме «Далласа». Детали соглашения не раскрываются, известно лишь, что это многолетний контракт.
Домашняя модель
Каждое из 12 мест в лиге стоит $20 млн в сезон. Со всеми командами заключены контракты на участие до 2020 года включительно. Значит, только на вступительных взносах за три года Blizzard гарантированно заработает $720 млн. При этом в будущем лига может расшириться. Плюс трансляции – в этом сезоне сумма сделки между Overwatch League и стриминговым сервисом Twitch составила $90 млн. И это еще не проданы телевизионные права, за которыми в следующем сезоне наверняка выстроится очередь. Еще до запуска соревнований парни из Blizzard оказались в плюсе. Такого в киберспорте не было никогда.
Первый сезон лиги завершится 28 июля, после чего организаторы собираются провести свой вариант Матча звезд
Ключевое новшество Overwatch League – привязка команд к городам. Например, в первом туре «Шанхайские драконы» встречались с «Гладиаторами из Лос-Анджелеса». Прямо как в профессиональных лигах Северной Америки. Хотя в киберспорте принято, что команды представляют страны или целые регионы и не имеют географических отсылок в названии. Сейчас все соревнования проводятся в калифорнийской Blizzard Arena, но уже со следующего сезона команды начнут обзаводиться собственными площадками в городах приписки. Это тоже похоже на классическую модель – свой стадион, собственные болельщики, возможность продажи абонементов, магазины атрибутики, спонсорские контракты, в том числе на название арен.
«Участие в киберспортивных мероприятиях станет превосходным дополнением к нашим достижениям в области традиционного спорта и индустрии развлечений, и мы уверены, что Overwatch League обладает уникальными возможностями в своей сфере».
Президент и исполнительный директор Comcast Spectacor Дэйв Скотт
Сам турнир также проходит по системе, привычной поклонникам большого спорта, – регулярный чемпионат и плей-офф с участием шести сильнейших команд. Призовой фонд – $3,5 млн. Максимум, который может выиграть одна команда (в случае побед на каждом из четырех промежуточных этапов «регулярки» и первого места в плей-офф), – $1,7 млн. Немного по сравнению со вступительным взносом, но именно поэтому у Overwatch League есть шансы стать успешным бизнесом.
$20–30 стоит билет в Blizzard Arena на один игровой день Overwatch League
В киберспорте финансовый успех команд чаще всего зависит от спортивных результатов, то есть от полученных призовых. В Overwatch League команды будут зарабатывать, как в профессиональных американских лигах, – на абонементах, спонсорах, билетах, атрибутике. Официально о ставке на такую модель не говорилось, но ее подтверждают как призовой фонд, так и другие факты. Во-первых, основной упор сделан на Северную Америку, регион, где потребитель привык платить за шоу. Во-вторых, Blizzard не продавала права на трансляции на каких-либо других языках, кроме английского, китайского, корейского и французского (европейская штаб-квартира компании расположена в Версале). На запросы разных компаний из СНГ были получены примерно такие ответы: «Пока мы не планируем показ у вас». Это означает только одно: регионы с болельщиками, напрямую не вовлеченными в лигу, Blizzard не интересуют. Деньги будут зарабатываться на американском и азиатском рынках.
Трансляции
Владельцы Twitch должны быть довольны – они купили эксклюзивные права на показ Overwatch League, и теперь лига радует их количеством зрителей. Почти 1,7 млн человек одновременно смотрело одну из первых трансляций, а в среднем матчи в пике набирают по 200 тыс. зрителей (без учета китайской аудитории, которую в киберспорте принято выносить за скобки, так как она сильно превосходит общемировую и искажает любые сравнения). Таких показателей не ожидали даже самые большие фанаты игры. Наверняка сказалось и высокое качество самих трансляций – заметно, что и тут Blizzard переняла опыт коллег из большого спорта: много самой разнообразной статистики, профессиональные комментаторы, умеющие приправить любой игровой момент эмоциями, студии аналитики.
Решающие детали
Blizzard Arena вмещает всего 450 зрителей. И каждый тур – соревнования проходят со среды по субботу – на арене солдаут. Атрибутика, а ее тоже немного, разлетается и становится дефицитом. Количество постов в соцсетях с вопросом, где ее можно купить, зашкаливает. И это, скорее, не просчет организаторов, а эксперимент, в ходе которого владельцы команд получат понимание: какой вместимости строить стадионы, какие товары заказывать.
«Мы изучали рынок киберспорта много лет и ждали возможности выйти на него. Невероятный успех Overwatch вкупе с детальной проработкой структуры и стратегии лиги дали нам эту возможность».
Президент и исполнительный директор Kraft Group Роберт Крафт
Еще одна деталь, много говорящая об организаторах. В регламенте Overwatch League прописано в том числе и поведение игроков. Феликс Ленджиел из Dallas Fuel после проигранного матча грубо прошелся по нетрадиционной сексуальной ориентации соперника, за что тут же был оштрафован и дисквалифицирован до конца сезона. Для индустрии, где даже на крупнейших турнирах организаторы забывают заключать с командами медиаконтракты, а на оскорбления в соцсетях вообще не обращают внимания, это уникальный случай.
2 игрока из России выступают в Overwatch League: Станислав Mistakes Данилов – за Boston Uprising, Георгий ShadowBurn Гуща – за Philadelphia Fusion
И последнее. Минимальная зарплата игрока в Overwatch League – $50 тыс. долларов в сезон плюс процент от призовых. Максимальная – $150 тыс. долларов, не очень много по меркам киберспорта. С развитием лиги зарплаты будут расти, но в ближайшие годы раздутых бюджетов у команд не будет. И это еще один довод в пользу предположения о том, что первый в мире киберспортивный турнир, построенный по лекалам успешной спортивной индустрии, имеет шансы на светлое будущее.
Текст: Роман Чернявский, шеф-редактор Game Show