Открытие спортклуба – это не только выбор места, закупка оборудования и найм персонала. Если забыть о маркетинге, то в первый день на тренировку может никто не прийти. Как быстро привлечь клиентов? И почему не стоит брезговать конструкторами сайтов? Рассказывает владелец сквош-центра
Павел Петриков,
руководитель клубов City Squash,
сооснователь FindSport.ru
Сайт – дешево, но не сердито
Если чего-то нет в интернете, значит, этого не существует. По такому принципу работает бизнес во многих сферах, спортивные клубы – не исключение. Рестораны, кафе и магазины могут привлечь посетителей эффектной вывеской, но в спортивный клуб спонтанно никто не приходит. Поэтому для потенциальных гостей нужно максимально упростить поиск информации. Лучше всего начать с самой трудозатратной задачи – с создания сайта.
Услуги web-дизайнера могут отъесть значительную часть бюджета на продвижение. Но вместо того, чтобы отдавать сотни тысяч или городить портал родом из 1990-х, можно воспользоваться конструкторами. Не все потенциальные посетители с ходу разберутся, что сайт сделан на Tilda, «Платформе LP» или Wix, а дизайн, скорее всего, не отпугнет тех, кто готов прийти в клуб. И позже при необходимости портал всегда можно адаптировать и дополнить.
Сайт должен информировать об услугах, тарифах, акциях, расписании, условиях работы и контактах. С его помощью можно организовать предпродажу абонементов или хотя бы сбор данных потенциальных клиентов. Наш сайт еще до открытия первого клуба посетило 3600 человек, которые оставили 250 заявок на пробное посещение. Считаю это хорошим показателем.
Кроме того, сайт следует ориентировать не только на клиентов, но и на будущих партнеров и даже сотрудников.
Справочники, агрегаторы, соцсети – быть везде
Еще до того, как в спортивный клуб войдут первые посетители, он должен появиться на карте. А для этого следует разместить данные в ключевых сервисах: «Яндекс Справочник», Google Maps, 2ГИС. Затем надо дождаться прохождения модерации, дольше всего она длится у карт Google – подтверждение прав нужно будет получить от поисковика по обычной, не электронной почте!
Можно также рассчитывать на приток клиентов из агрегаторов. В России самый известный – Findsport, где спортсмены ищут клубы, сравнивают их и бронируют время посещения.
Убедить в том, что новый клуб лучше старого, помогут социальные сети. До открытия нужно не только завести страницы в Instagram, Facebook и «ВКонтакте», но и регулярно делиться контентом. Упоминание цен и услуг следует разбавлять чем-то менее навязчивым. Например, сторис о ходе строительства или постами с советами тренеров. Рассказать об открытии можно через таргетированную рекламу главного поста.
Время для писем и звонков
Сайт и социальные сети помогут собрать контакты будущих клиентов. Помимо номера телефона и адреса электронной почты нужно также обзавестись согласием на обработку персональных данных. Бросить полученные данные в бой следует за несколько дней от открытия.
Не стоит рассчитывать, что после посещения профиля в Instagram кто-то через неделю вспомнит об открытии клуба. Интерес может внезапно пропасть. Чтобы его подогреть, нужно аккуратно о себе напоминать.
Неделя до начала работы клуба – лучшее время для рассылки по электронной почте. Ее проще всего организовать через сервисы Mailchimp или Unisender. Письмо будет служить напоминанием, например, о купоне на бесплатное посещение или скидку. Там же в нем стоит разместить подробную схему проезда до клуба.
Обзвон потенциальных клиентов лучше начать за два-три дня до открытия. Повторить процедуру можно спустя месяц: письма и звонки следует адресовать тем, кто не воспользовался купоном.
Сарафанное радио
Выходу на рынок спортивных услуг способствует погружение в сообщество. До того, как у клуба появились первые клиенты, стоит познакомиться с теми, кто уже давно работает в этой сфере: тренеры, учредители турниров, организаторы тренировочных лагерей и все те, кого принято называть лидерами мнений.
Чаще всего любой вид спорта – это тесное сообщество, которое может стать отличным инструментом продвижения. Главное не стесняться рассказывать о предстоящем открытии нового клуба. Иногда достаточно нескольких репостов на страницах известных тренеров, чтобы получить десятки заявок на пробное занятие.
Знакомства в спортивной сфере могут решить проблему найма сотрудников. И если тренер окажется достаточно авторитетным, он приведет с собой еще и солидную клиентскую базу.
Открытие – тоже реклама
Задолго до первого дня работы стоит озаботиться согласование вывески. А вот фуршет и воздушные шарики в день открытия – плохая идея. Для привлечения клиентов подойдет что-то более спортивное: турнир, мастер-класс или показательное выступление.
Организовывать соревнования лучше от лица известного человека из все того же спортивного сообщества. Участие популярных персон тоже позволит привлечь первых посетителей. В качестве призов подойдут сертификаты: это повысит шансы на то, что их обладатели вернутся снова и станут постоянными клиентами.
Открытие нужно анонсировать на сайте, на страницах в соцсетях и в почтовых рассылках. Также стоит запустить отдельную кампанию в рекламной сети, например, «Яндекса».
В день открытия нашего клуба мы провели турнир. В нем приняли участие 40 спортсменов, еще 20 сквошистов пришли за компанию. Этого было достаточно, чтобы сходу начать работать с операционной прибылью. Спустя семь месяцев мы почти вышли на максимальную плановую загрузку, при том что большая часть этого времени выпала на низкий сезон.
Наш опыт говорит о том, что заниматься маркетингом нужно сразу после начала строительства клуба. Только так получится выжать из него максимум. Что-то можно сделать самостоятельно, что-то доверить подрядчикам, но главное не откладывать работу на потом.