Государственно-частное партнёрство (ГЧП) – вид сотрудничества власти и бизнеса, направленный на развитие инфраструктуры. Проекты и способы управления ими могут различаться по типу, размерам и срокам. Сложно дать единое определение этому явлению, но пять моментов точно должны быть отражены. Во-первых, долгосрочность отношений: ввиду длительного использования инфраструктурных объектов контракты, как правило, заключаются минимум на 10 лет. Во-вторых, проектирование, строительство, финансирование и управление объединены в одно соглашение, охватывающее все аспекты. В-третьих, стороны совместно несут риски. В-четвёртых, обе стороны вносят финансовый вклад. В-пятых, государство периодически компенсирует стоимость оказанных услуг, когда объект начнёт функционировать. ГЧП – это не только схема реализации инфраструктурных проектов. Оно стало политическим феноменом, то есть инструментом, с помощью которого политики могут обращаться к электорату.
Оценка эффективности проектов ГЧП не должна сводиться к соотношению выгод и затрат. Финансово-экономические аспекты не дают полного представления о качестве реализации проектов. Процессуальные параметры также должны быть отражены.
Их можно разделить на две группы. Первая отражает уровень конкуренции. Известно, что конкуренция стимулирует эффективность, в повышении которой заинтересован и частный сектор, и государственный. Организация тендера призвана снизить цены для госсектора и обеспечить более высокий уровень качества проектов. Уровень конкуренции можно измерить с помощью количества и размера претендентов и организации конкурса (критерии, процесс отбора, строгость, число стадий).
Вторая группа показателей измеряет трансакционные издержки. Они могут иметь материальное и нематериальное выражение. Последние в ГЧП больше связаны со временем и сложностями переговорного процесса. Довольно часто согласование проектов занимает длительное время. В этом плане относительно короткий тендер (время от размещения до начала работ) характеризуется более низкими трансакционными издержками по сравнению с тем, чьё согласование затянулось. Трудные переговоры играют заметную роль в переносе начала работ и тоже увеличивают трансакционные издержки. Вторым индикатором является время от начала переговоров до присуждения контракта. Наконец, подготовительные работы (время от присуждения контракта до начала работ) вносят основной вклад в задержку начала реализации проекта. Споры могут возникать по разным причинам, от получения разрешения на строительство до оформления прав собственности и финансовых разногласий.
Показатели результативности зачастую сводятся к финансовым результатам. Бесспорно, проект можно считать успешным, если его удалось реализовать качественнее за меньшие деньги, чем предполагалось сметой, но не стоит забывать о времени. Если фактические сроки реализации не совпали с планировавшимися, общая оценка качества реализации проекта пострадает. Если оценивать качество политики ГЧП в целом, можно посмотреть отношение фактически реализованных проектов к запланированным на период.
Проекты государственно-частного партнёрства обладают своими сложностями при реализации, однако, они могут обеспечить большую вариативность и свободу действий как для государства, которое может не располагать достаточным объёмом средств, так и для частного сектора, получающего ряд выгод от реализации и управления объектом.