Музей футбольного клуба «Барселона» - самый популярный музей Каталонии. В 2011 году его посетили 1,63 млн туристов, оборот составил 24 млн евро. Где и как хранить клубные реликвии - своими советами поделился Джорди Пенас, главный хранитель памяти «Барсы».
1. Открывать или нет?
Открывать клубный музей стоит. Пускай ваш клуб и не «Барселона», и пусть вы не сможете позволить себе сделать столь же современную и обширную экспозицию, все равно это будет полезно, в том числе и с точки зрения доходов. Вы ведь и не потратите 4,5 млн евро на создание экспозиции, как это сделали мы. Помните, что музей – бизнес с очень высокой нормой прибыли.
2. Самостоятельный бизнес или часть клуба?
Конечно, управление музеем можно отдать на аутсорсинг. Но лично я уверен, что клуб должен заниматься музеем самостоятельно. В первую очередь потому, что все вопросы, имеющие отношение к истории, слишком чувствительны для болельщиков, и никто не понимает клубную идеологию лучше менеджеров самого клуба. Другое дело, что вам, скорее всего, понадобятся услуги профессионального агентства при планировании экспозиции.
3. Поиск помещения.
Клубный музей может быть расположен только на стадионе. Люди хотят видеть самое главное - поле, на которое выходят любимые футболисты. Посещение домашней арены не может не быть частью визита в музей. Конечно, в дни матчей возникают определенные сложности, например, в раздевалки посетителям попасть не удастся, но, тем не менее, музей должен работать и в день игры.
4. Формирование коллекции.
Кубки и медали, конечно, важны для экспозиции. Но в музее «Барселоны» мы, в первую очередь, продаем особый эмоциональный опыт. Люди должны не просто узнать что-то новое, они должны почувствовать что-то особенное. В том числе и поэтому вам понадобятся мультимедийные экспонаты, например, нужно собрать максимальное количество архивного видео. Что-то вам передадут болельщики, но особенно ценные экспонаты, конечно, придется покупать.
5. Штатное расписание.
Если музей является частью клубной структуры, то администрация стадиона и клубный менеджмент могут оказать ему серьезную помощь. Например, в музее «Барселоны» работает всего 12 человек: шесть гидов, два хранителя, отвечающие за сохранность коллекции, двое сотрудников отдела бронирования. Остальные заняты продажами и развитием. У нас нет собственной охраны или кассы – этими вопросами занимаются служба безопасности и билетный отдел клуба. В рамках музея это огромная экономия.
6. Больше, чем клуб.
История команды всегда часть истории города и страны в целом. Конечно, насколько ярко это будет отражено в экспозиции музея, зависит от идеологии клуба. Например, мы всячески стремимся подчеркнуть ту роль, которую «Барса» играет в жизни Каталонии, как много наш клуб сделал для развития каталонских культуры и языка. Пускай у нас нет своего государства, зато у нас есть «Барселона».
7. Привлечь туристов.
Даже если ваш клуб не известен каждому, кто приезжает в ваш город, вам стоит попытаться привлечь к себе внимание туристов. Установите отношения с местными туроператорами, дайте им скидки и, возможно, они смогут познакомить своих клиентов с вашей экспозицией. Не стоит усложнять процесс посещения вашего музея. Например, у нас любой гид может проводить экскурсии на иностранном языке - достаточно просто купить билет себе и туристам своей группы. Мы могли бы немного заработать на выдаче лицензий, но все-таки нам куда важнее, чтобы нашу экспозицию увидело как можно больше людей.
8. Напоминайте о себе!
Независимо от того, насколько ваша команда популярна в своем городе, музей нужно активно рекламировать. Самое лучшее - предложить посетителям тот самый уникальный эмоциональный опыт, связанный с футболом и вашим клубом. Даже музей «Барселоны», который существует уже 28 лет, и ради которого многие люди специально приезжают в Каталонию, проводит активные рекламные кампании. Например, мы продвигаем свой музей через авиакомпании, самолеты которых летают в Барселону, экскурсионные автобусы. Кроме того, вы должны напоминать местным болельщикам о том, что в музее происходит ротация экспонатов, а значит, каждый раз они могут увидеть что-то новое. Ведь нам нужны посетители не только в период высокого туристического сезона.
9. Обновление экспозиции.
Конечно, вы должны собрать максимально возможное количество экспонатов, связанных с историей клуба. Но если клуб был создан достаточно давно, и если у него были определенные успехи, у вас могут оказаться тысячи единиц хранения. Так что заранее подумайте об организации вместительного и современного хранилища. Это позволит вам проводить ротацию экспонатов, организовывать временные выставки. Ведь люди должны возвращаться в ваш музей за новыми впечатлениями.
10. Обращайтесь за помощью!
Каждому, кто собирается открыть собственный клубный музей, стоит пообщаться с опытными коллегами. У нас ведь нет никаких секретов, мы не конкуренты друг другу. Напротив, мы заинтересованы в распространении культуры посещения спортивных музеев. Тот, кто побывал в музее, посвящённом футболу и расположенном в Москве, скорее придет в аналогичный музей за границей. Могу сказать, что я сам всегда рад ответить на вопросы своих коллег из России. Так что приезжайте в Барселону и приходите в наш музей!