17 ноября 2011г. проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» был принят в первом чтении. Анна Жукова, главный редактор газеты «Спорт и Право», рассказала СБК об основных изменениях в рамках реформирования спортивных федераций.
Актуальные правовые проблемы спортивных федераций
Сегодня деятельность спортивных федераций регулируется законодательством об общественных объединениях с учётом особенностей федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (№ 329-ФЗ от 4 декабря 2007 г., ст. 13-18). Действующим законом о спорте впервые был установлен статус спортивных федераций как общественных организаций, основными целями которых является развитие видов спорта и подготовка сборных команд. Однако, сегодня существуют некоторые коллизии в сфере правового регулирования деятельности общероссийских спортивных федераций, в том числе противоречия между законом о спорте и законом об общественных объединениях. Закон об общественных объединениях допускает членство в общероссийских федерациях как юридических, так и физических лиц. Но отраслевой закон сузил эту возможность до включения только юридических лиц. При этом в большинстве видов спорта есть выдающиеся люди, которые реально влияют на работу федерации, но вследствие сложившейся правовой ситуации они не могут иметь права голоса при обсуждении стратегических вопросов.
4 апреля 2011 на «круглом столе» в Госдуме, посвященном обсуждению этого законопроекта, популярным стало предложение о выделении общероссийской спортивной федерации в качестве отдельного вида общественных объединений и внесении соответствующих изменений в закон об общественных объединениях. Если в закон будут внесены поправки в п. 16 ст. 2, то для общероссийской спортивной федерации станет возможен выбор любой организационно-правовой формы общественного объединения (например, союз общественных объединений).
Однако пояснительная записка к законопроекту, который будет уже в ближайшее время рассмотрен во втором чтении, гласит: «Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов».
Общероссийские спортивные федерации
По мнению законодателей, сегодня права федераций непропорционально широки по отношению к их обязанностям. В связи с этим к обязанностям общероссийских спортивных федераций авторы законопроекта предлагают также отнести:
- ежегодное предоставление отчётов, в том числе финансовых, об их деятельности в Минспорттуризма России;
- уведомление министерства о предстоящих заседаниях своего высшего руководящего органа, а также о кандидатах на пост руководителя;
- организация и проведение ежегодных детско-юношеских спортивных соревнований по развиваемому виду спорта.
В погоне за достижением высоких результатов большинство федераций, к сожалению, забывает о подготовке резерва, детско-юношеские соревнования уходят из сферы их интересов и проводятся только на уровне муниципалитетов. Авторы проекта, уточняя содержание устава общероссийской спортивной федерации, расширяют обязанности и в этой сфере. В частности, нововведением является обязанность спортивного клуба иметь в наличии, как минимум, одну детско-юношескую спортивную команду минимум в одном официальном спортивном соревновании любого уровня, выступающую за его счет и от его имени. Федерации будут обязаны предусматривать такое условие в положении (регламенте) о проведении соответствующего спортивного соревнования.
Наряду с указанными нововведениями, законопроект уточняет порядок государственной аккредитации общероссийских спортивных федераций. Предлагается разграничить срок действия аккредитации для спортивных федераций по олимпийским видам спорта и федераций по видам спорта, не входящим в программу Олимпийских игр. Для первой группы такой срок будет составлять четыре года, а для второй - не менее одного и не более четырех лет. Одним из условий для госаккредитации будет являться избрание в постоянно действующие руководящие органы только граждан РФ. Отзыв аккредитации лишает федерацию государственного финансирования.
Проект предусматривает возможность создания в общероссийских спортивных федерациях попечительских или наблюдательных советов в целях содействия решению текущих и перспективных задач развития видов спорта, привлечения дополнительных финансовых ресурсов и осуществления дополнительного контроля за их использованием.
Региональные спортивные федерации
Авторы законопроекта вводят новое понятие «региональная спортивная федерация», под которой предлагается понимать региональную общественную организацию либо структурное подразделение общероссийской спортивной федерации, получившее государственную аккредитацию, целями которого являются развитие одного или нескольких видов спорта на территории субъекта Российской Федерации, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации. Статус региональной спортивной федерации предоставляется после государственной аккредитации, проводимой органом исполнительной власти субъекта РФ в области физической культуры и спорта.
Проектом также предусматривается возможность приостановления и отзыва государственной аккредитации региональной спортивной федерации органом исполнительной власти субъекта РФ в области физической культуры и спорта. Кроме того, документ значительно детализирует права и обязанности региональных спортивных федераций. Так предоставляются права:
- на организацию и проведение чемпионатов, первенств и кубков субъекта РФ,
- на разработку и утверждение положений (регламентов) о проведении таких соревнований,
- наделять статусом чемпионов, победителей первенств, обладателей кубков субъекта РФ;
- на использование символики и наименований спортивных сборных команд субъекта РФ по соответствующим видам спорта. Региональные спортивные федерации обязаны:
- противодействовать использованию допинговых средств и (или) методов, проявлениям любых форм дискриминации и насилия в спорте,
- организовывать и (или) проводить ежегодно региональные спортивные соревнования по развиваемому виду спорта.
Уточнению в проекте подвергается и компетенция Олимпийского комитета России. На ОКР возлагаются полномочия по представлению олимпийского движения России, членов ОКР в органах государственной власти и органах местного самоуправления, российских организациях, в международных спортивных объединениях; по использованию олимпийских символов, флага, девиза и гимна, наименования «олимпийский» и «олимпиада». Кроме того, определение принципов и порядка формирования олимпийской сборной команды России проект также относит к ведению ОКР.