Развлекательные элементы
Текст: Константин Дзюба, Екатерина Ершова
Вход в музей с использованием аудиовизуальных эффектов — это первый этап, где можно окунуться в атмосферу клуба и футбола, поэтому здесь необходимо передать пришедшим особую ауру клуба и зарядить позитивными эмоциями. Для этого используются брендированные тоннели (эффект выхода на футбольное поле), видеоэкраны с приветствиями игроков или фрагменты матчей, а также звуковые эффекты в виде шума трибун стадиона или скандирования болельщиков, звучит гимн клуба.
Кинозал c эффектом присутствия — здесь демонстрируются самые памятные моменты выступлений клуба.
Различные симуляторы. Например, симулятор комментатора предоставляет возможность прокомментировать фрагменты матча клуба в максимально приближенной к реальности обстановке с использованием телесуфлера и получить профессиональную оценку эксперта.
Симулятор голкипера тестирует на реакцию. Участнику необходимо успеть как можно быстрее дотронуться до виртуальных мячей, загорающихся на интерактивном экране. Сертификат с результатами нужно затем загрузить на сайте музея и поделиться в соцсетях с друзьями.
Симулятор пробития пенальти предлагает стандартного размера ворота и 11-метровую отметку, откуда посетитель пробивает 3 пенальти вратарю клуба. Результат рассчитывается, исходя из точности и скорости удара.
Симулятор пробития штрафного удара (электронные ворота) — бывают разных видов, но принцип действия общий: надо как можно точнее попасть мячом в указанную цель, появляющуюся на большом экране в свободном порядке, либо попасть мячом в заранее обозначенные на стенде области, выделенные кругами с номиналом очков (чем меньше круг, тем больше очков).
Симулятор точности паса — задача гостя заключается в том, чтобы как можно точнее и быстрее попасть мячом в загорающиеся в свободном порядке цели (круги), расположенные на уровне пола по периметру платформы симулятора.
Фотосъемка с виртуальным трофеем позволяет в автоматическом режиме сделать собственное фото с виртуальными трофеями, выигранными клубом, и получить готовое фото в любом удобном виде и формате.
Интерактивный рефери предполагает интерактивный экран, на котором демонстрируется информация о футбольных правилах. Посетителю предлагается самому превратиться в футбольного арбитра и через сценарии и видео из реального прошлого ответить, как поступить в той или иной ситуации.
Интерактивные стены и панели устанавливаются в различных тематических экспозициях и имеют разное назначение. Например, на них появляются легендарные игроки клуба и «разговаривают» с посетителем, приветствуя его, рассказывая о себе и клубе. Тем самым создается эффект присутствия. На панелях могут быть изображены картины из истории клуба. Используя сенсорные функции и элементы навигации, гость за счет движения пальцев рук перемещается по меню необходимого тематического раздела.
Сенсорные стены используются в узких коридорах музея и реагируют на движение посетителя, создавая эффект отражения его движения на стене.
«Процедурный стол» поможет познакомиться в интерактивном режиме с ментальными и физическими особенностями организма футболиста, позволяющими выступать на самом высоком уровне.
Аудиоэкскурсии позволяют, надев наушники, получить видеообзор со звуковым сопровождением или комментарии относительно выбранного тематического раздела и отдельно взятого выставочного экспоната или стенда.
Платформа владения мячом предлагает выбрать необходимый уровень (начинающий, средний или продвинутый) и продемонстрировать свои навыки владения мячом от простого жонглирования до сложных виртуозных приемов. Перед началом упражнения на интерактивном видеоэкране чемпион мира по футбольному фристайлу дает необходимые советы и показывает трюк (можно записать и использовать приемы и трюки игроков клуба), после чего посетителю предоставляется ограниченное время для повторения трюка. Полную коллекцию трюков и собственное видео предлагается скачать за дополнительную плату.
Гаджеты и видеоигры для детей. Детская игровая комната — это важная часть многих спортивных музеев, которая должна занять детей, в то время как родители участвуют в экскурсии по музею, но не только. Главная миссия детских комнат — предоставить обучающую/развлекательную программу через гаджеты, видеоигры и другие средства с элементами клубной символики, тем самым воспитывая и прививая лояльность к клубу с ранних лет.
Аргентинский опыт
Текст: Наталья Поляничко
Николя Лопес Фагундес (Nicolas Lopez Fagundes) — представитель аргентинской компании MuDe, утверждает, что интерактивные музеи становятся катализатором интереса к футболу как к спорту и фундаментом для построения ло- яльности к клубу.
Компания MuDe специализируется на организации уникальных событий и шоу и на создании интерактивных музеев преимущественно футбольной тематики. В штате компании — бизнес-консультанты, архитекторы, урбанисты и создатели эмоционального контента.
Именно эмоции и незабываемый опыт — это то, что хотят получить люди, которые приходят в музей. Тут очень важно не увлечься технологическими возможностями, а создать одну связанную историю.
Один из самых выдающихся проектов MuDe — домашний музей клуба «Бока Хуниорс» — Museo De La Pasion Boquence. Он стал первым тематическим футбольным музеем в Южной Америке и, открывшись в 2001 году, примерно в одно время с Национальным музеем футбольной лиги в Англии, уже тогда не уступал ему по уровню вовлеченности посетителей в интерактивное взаимодействие.
В музее представлена информация о достижениях клуба — его взлетах и падениях. Специальные комнаты, разбитые на целые эпохи, позволяют погрузиться в прошлое и оценить историю «Боки». Лучшие матчи, турниры, видоизменения стадиона и футбольной экипировки, связь футбольных успехов и фактов из истории Аргентины — все вместе дает гостю интересную, хорошо структурированную информацию обо всех аспектах жизни клуба.
В завершение экскурсии, посмотрев фильм в кинотеатре с круговой панорамой, посетитель может почувствовать себя футболистом «Бока Хуниорс» во время суперкласико на легендарном стадионе «Бомбанера».
Самое интересное в соперничестве столичных аргентинских клубов — это то, что оно происходит не только на футбольном поле. В 2009 году MuDe открыл музей клуба «Ривер Плейт» — Museo River, который предлагает своим болельщикам настоящее путешествие во времени — футуристический туннель ведет через годы истории клуба. С точки зрения технической оснащенности и аудиовизуальных эффектов — это один из лучших музеев в мире.
Компания MuDe также является разработчиком музея южноамериканского футбола. Музей находится в Асуньсьоне — столице Парагвая и принадлежит Conmebol (Конфедерации южноамериканского футбола). На основе опыта своей компании Николя Лопес Фагундес выделяет 9 ключевых факторов успеха футбольного музея:
1. Музей должен быть необыкновенным, вдохновлять и удивлять.
2. Музей следует ориентировать на массовую аудиторию (не только на болельщиков определенного клуба).
3. Музей должен рассказывать Большую историю.
4. Музей должен пробуждать воспоминания.
5. Инновации и интерактив — это только инструментарий.
6. Местоположение музея играет важную роль.
7. Следует помнить о балансе размера музея и затрат на его содержание.
8. Важно обеспечить адекватную операционную деятельность объекта.
9. Необходимо привлекать спонсоров.
Прощайте, музейные витрины!
Рассказывает Аксель Хюттингер, управляющий директор компании Huettinger Interactive Exhibitions из Германии
Что такое инновационный дизайн музейных экспозиций? Каким бы избитым ни казался этот вопрос, он является фундаментальным в нашей деятельности по созданию выставок и музеев. Какими характеристиками должна обладать зрелищная и эффективная экспозиция? Может быть, она должна глубоко отображать предметную область? Или развлекать посетителей? Или производить на них впечатление благодаря подлинности экспонатов?
Все эти вопросы теряют смысл, если не начинаешь по-настоящему задумываться о посетителях, то есть о наших реальных конечных клиентах, у которых мы и должны добиваться успеха. К сожалению, разработчики концепций музеев и выставок редко имеют возможность (а в большинстве случаев никогда ее не имеют) применить подход «ориентация на посетителя» на практике.
Интерактивная экспозиция в музее или информационно-выставочном центре, на наш взгляд, совершенно не подходит для того, чтобы в деталях передавать аудитории какие-то знания. Такая экспозиция выступает лишь в роли посредника, у которого должна быть единственная цель — пробуждать у посетителей желание познавать новое. Поэтому мы считаем, что цель современного музея, в том числе и спортивного, состоит не в том, чтобы дать посетителю как можно больше знаний и информации, а в том, чтобы изменить его поведение. Залогом успеха в достижении этой цели, на наш взгляд, является оптимальное использование в экспозиции трех составляющих: эмоций, информации и интерактивности.
Тематика некоторых дисциплин такова, что их очень сложно освещать на интерактивных выставках (к примеру, микроэлектроника или нанотехнологии), в то время как другие темы подходят для этого идеально, например, спорт. Спорт — это важная область человеческой деятельности, вызывающая колоссальный интерес. Многие люди посвящают ему большую часть своего свободного времени. Археологические находки свидетельствуют о том, что древние жители Китая занимались подобием современного спорта уже в 4000 году до нашей эры.
Более десяти лет назад нам суждено было стать разработчиками и создателями интерактивной спортивной экспозиции для Glasgow Science Centre в Шотландии. Все прошедшие годы она пользуется у посетителей громадной популярностью. На этой выставке можно попробовать свои силы в различных видах спорта (как физически, так и виртуально), больше узнать о способностях, которыми необходимо обладать, чтобы заниматься ими в жизни, и т. д. Когда посетители приходят на выставку, они оказываются в зоне, напоминающей олимпийский стадион. Большая трибуна вокруг беговой дорожки и футбольного поля может быть использована в качестве зрительного зала либо просто как место отдыха. В высоких металлических опорах установлены прожекторы, освещающие экспонаты. На задние стены прикреплены флаги и транспаранты спортивных событий, которым посвящены главные экспонаты.
В этой обстановке посетители начинают задумываться об организме человека и его возможностях. Спортивная арена заинтересовывает посетителей, в игровой интерактивной форме демонстрируя параметры человеческого тела, и этот опыт надолго остается в памяти посетителей. Важной частью обстановки является трибуна. Она может выступать как место сбора групп, а также в роли зрительного зала, где перед посетителями выступают знаменитые спортсмены, спортивные комментаторы и журналисты.
Спустя некоторое время мы выиграли контракт на разработку и строительство аналогичной спор- тивной экспозиции в Macao Science Museum, и она приобрела такую же популярность.
В начале 2013 года нами завершен первый этап создания Национального интерактивного парка в г. Астане (Казахстан), в составе которого предусмотрена экспозиция «Спорт и возможности человеческого организма». Интерактивные экспонаты, используя которые, посетители собственноручно исследуют параметры своего тела и знакомятся с физическими принципами, заложенными в соответствующие виды спорта, включают следующее: «Скорость реакции», «Лазерный мини-футбол», «Виртуальный вратарь», «Как белка в колесе», «Кто подпрыгнет выше?», «Регата» и многие другие.
Базируясь на своем успешном опыте в создании содержательных и высокоинтерактивных спортивных выставок, мы в настоящее время завершаем разработку концепции музея одной из профессиональных футбольных команд Германии.
Перед нами, как создателями музеев и выставок, стоит вопрос о том, насколько глубоко можно погрузиться в предметную тему, чтобы при этом не наскучить посетителям. И эта дилемма становится еще сложнее, если речь идет о футбольных экспозициях. Среди потенциальных посетителей могут оказаться преданные фанаты, которые вполне могут знать об истории клуба больше, чем его менеджеры! Поэтому нагруженные информацией графические панели и мониторы — это не самый оптимальный вариант: вряд ли они вызовут положительные эмоции у большинства посетителей, чью лояльность к клубу мы хотим завоевать. Но если представить тему футбола с более интерактивной точки зрения, то открывается огромный на правах рекламы потенциал для создания великолепных экспозиций и музеев, соответствующих древнекитайской поговорке, которой мы стараемся следовать: «Расскажи мне — и я забуду; покажи мне — и я, может быть, запомню; позволь мне действовать и участвовать самому — и тогда я пойму!»
В компании Huettinger Interactive Exhibitions понимают, что между развлечением и обучением проходит тонкая грань. Наша компания обладает уникальным опытом в разработке как музеев и выставок образовательной направленности, так и тематических развлекательных объектов. Это позволяет нам проектировать экспозиции, сочетающие в себе привлекательность для посетителей, эффективность в обучении и надежность в эксплуатации. Компания Huettinger Interactive Exhibitions является универсальным центром проектирования, разработки и производства интерактивных экспозиций. Мы работаем с заказчиками по всему миру: от Мексики до Ирландии, от Норвегии до Сингапура. В России и СНГ, где нами успешно реализованы более двадцати проектов по созданию интерактивных музеев, выставок и информационно-выставочных центров, мы работаем совместно с компанией «ЭКСПО-НИ» (эксклюзивное представление интересов в СНГ; гарантийное и постгарантийное обслуживание введенных в эксплуатацию экспозиций) и компаниями Siteco и «Освещение» (сценографическое и общее освещение музейных и выставочных объектов).