«О2 World Берлин» – одна из лучших ледовых арен Европы, была открыта в сентябре 2008 года на месте бывших железнодорожных складов. Сооружение площадью 60 000 м2 и вместимостью 17 тыс. человек – второй по размеру крытый спортивный объект в Германии. Здесь свои домашние матчи проводят хоккейный и баскетбольный клубы «Айсберен Берлин» и «Альба». Кроме того, на арене проходят концерты звезд шоу-бизнеса. Строительство комплекса полностью преобразило один из самых унылых районов Восточного Берлина.
О строительстве
Заказчиком объекта выступила Anschutz Entertainment Group, которой принадлежат спортивные сооружения по обе стороны океана. Среди площадок, которыми владеет компания, – одна из самых успешных в мире арен «Стейплз Центр» в Лос-Анджелесе. Кроме того, AEG является собственником целого ряда команд, в частности хоккейного клуба «Айсберен Берлин».
Размеры «О2 World» впечатляют – 160 х 130 х 35 метров. При этом строительство арены обошлось в 165 миллионов евро – то есть чуть менее 1000 евро в расчете на одно место. Перед началом строительства земля была выкуплена застройщиком, а после его окончания часть участка удалось продать – например, поблизости появился берлинский офис Mercedes Benz. Отрезки улиц, оказавшиеся на территории комплекса, после реконструкции передали местным властям.
Основной проект сооружения разработан HOK Sports – одним из безусловных лидеров рынка архитектурных решений для крупных спортивных сооружений. Эта компания также спроектировала стадион «Янкиз» в Нью-Йорке, «Спортс Парк» в Нанкине, «О2 Арену» в Лондоне, реконструировала «Уэмбли». Реализация проекта в Германии была поручена партнерам HOK Sports – архитектурному бюро JSK. «О2 World» не просто спортивная арена, задачей проекта стала реконструкция целого района Восточного Берлина – ведь раньше ничего, кроме депо и складов, на этом участке не было, хотя расположен он в центре города. Поэтому к реализации плана застройки подключились и другие компании.
В проектировании фасада участвовали разработчики архитектурного бюро Prof. Michael Lange Ing. GmbH. Обращенная к реке часть арены, где расположен основной вход, снабжена жидкокристаллическим экраном площадью 1500 м2, на котором в дни крупных мероприятий может транслироваться видео. Для декорирования здания использовали натуральный камень: китайский гранит и португальский известняк. Все части фасада закреплены на некотором расстоянии от несущих конструкций объекта, что обеспечивает дополнительную циркуляцию воздуха внутри помещений, а также защищает стены сооружения от перепадов температур и влажности. Верхние этажи обшиты синтетическим материалом синего цвета в соответствии с требованием компании О2, которая приобрела права на название арены задолго до ее открытия.
Главный фасад «О2 World» площадью 1900 м2 практически полностью выполнен из стекла. Днем прозрачные стены позволяют свести к минимуму потребность в дополнительном освещении внешних галерей арены. Вечером внутренняя подсветка позволяет прохожим увидеть интерьеры здания. Конструкция имеет отрицательный наклон в семь градусов, изнутри закреплена стальными тросами. Сам фасад состоит из огромного количества небольших окон в тонких рамах, внутрь которых встроено 300 тыс. светодиодов. Светодиодные лампы могут быть использованы для создания надписей и изображений, в том числе и подвижных – правда, различить картины можно только с определенного расстояния. Для того чтобы обеспечить зрителям, находящимся на арене, максимальный обзор, крыша здания весом 1770 тонн установлена всего на четырех огромных опорах. Кроме того, архитекторам важно было сохранить преемственность с прежним домом берлинских «Белых медведей» – о нем напоминает конструкция самой крыши.
Строительство арены заняло ровно два года, причем одновременно на стройке работало до 500 рабочих. Самой сложной частью процесса оказался монтаж крыши. Специально для этого в Берлин был привезен гигантский кран марки Liebherr. Подобные машины, которых во всей Европе насчитывается всего несколько штук, способны поднимать грузы весом до 400 тонн и обычно используются для установки ветряных генераторов.
Об эксплуатации
Домашние игры «Айсберен Берлин» составляют приблизительно четвертую часть от общего количества мероприятий, проходящих на арене. Помимо хоккейных и баскетбольных матчей, здесь проводятся рокконцерты, цирковые представления, выступают оперные труппы – ежегодно примерно 120 мероприятий. Хотя ледовое покрытие сохраняется на арене в течение всего сезона, сотрудникам комплекса требуется всего четыре часа на то, чтобы подготовить главную площадку для любого другого ивента.
Архитекторы «O2 World» приняли во внимание необходимость создания на арене атмосферы, присущей не только спортивным соревнованиям, но и театральным постановкам. Все зрители попадают внутрь через главный вход, причем количество уровней контроля сведено к минимуму, а за обеспечение безопасности отвечают исключительно стюарды. При этом после окончания матча или концерта с другой стороны здания открываются дополнительные выходы, которые позволяют публике покинуть арену за несколько минут. Двери, через которые зрители попадают в главный зал, сделаны достаточно узкими из соображений экономии пространства. Этим фактом обусловлена высота арены – своды должны располагаться таким образом, чтобы в случае пожара дым в помещении не скапливался слишком быстро.
Двухэтажный холл также скорее напоминает фойе концертного зала. Все магазины и стойки с сувенирами расположены на первом этаже, который соединяется со вторым с помощью двух эскалаторов, восьми лифтов и, конечно, большого количества лестниц. 144 киоска с едой и напитками предлагают посетителям не только традиционные для немецких стадионов сосиски и котлеты, но и, например, блюда азиатской и мексиканской кухни. В главном зале установлены удобные мягкие кресла с подлокотниками. Уровень пола поднимается от центра под достаточно острым углом, благодаря чему зритель может видеть происходящее в центре площадки, даже если сидящий перед ним болельщик вскочил на ноги.
Вместимость нижнего яруса – 8 тысяч зрителей. Верхнего – вдвое меньше. Для того, чтобы максимально приблизить желающих к ледовой площадке, в дни матчей выдвигаются дополнительные трибуны, которые в остальное время могут оставаться сложенными. Идя навстречу поклонникам «Айсберен», AEG предусмотрела дополнительный фан-сектор, на котором болельщики могут смотреть игру стоя. Специальная конструкция устанавливается на время хоккейного матча в части зала, где в дни концертов располагается сцена.
Эта дополнительная фанатская трибуна в обычные дни находится на складе, расположенном с восточной стороны арены, – новые владельцы приспособили для хранения оборудования находившиеся здесь железнодорожные депо и склады. В этой же части комплекса «Айсберен» предоставляет площади своим фанатам, которые могут оставлять в специально отведенных комнатах свои барабаны, знамена и баннеры. Помещения расположены вне здания самой арены, что существенно облегчает работу службы безопасности накануне гостевых матчей «Белых медведей» – ее сотрудникам не приходится тщательно проверять каждого болельщика, пришедшего за атрибутикой для выезда.
Спортсмены и гости
Участники соревнований, музыканты, а также VIP-гости попадают на арену через отдельный вход, расположенный в западной части здания. Для этих категорий посетителей также имеется собственная парковка. Все помещения, предназначенные для спортсменов, включая раздевалки и тренажерные залы, спланированы в соответствии со значительно более высокими, чем в Европе, требованиями американских профессиональных лиг. Для особо важных гостей, помимо 59 отдельных лож на 12 человек каждая, на «О2 World» работают несколько баров и ресторан, способный вместить до 400 посетителей.
Абонементы на аренду VIP-ложи продаются на три, пять и десять лет. Компания, выкупившая ложу, получает 12 элитных мест на каждом мероприятии, проходящем на арене. Несмотря на то что стоимость этой услуги составляет 170 тыс. евро в год, как правило, все ложи раскупаются заранее. Кроме того, на каждый матч или концерт продается около тысячи VIP-билетов, обладатели которых располагаются на отдельной трибуне, где также имеется собственный бар. Правда, здесь за еду и напитки посетителям приходится платить. Бесплатными все услуги на арене являются только для членов особого Премиумклуба, для которых также выделен отдельный сектор.