Команда спортивной практики KPMG Football Benchmark оценила стоимость ведущих европейских футбольных клубов по состоянию на 1 января 2016 года. Оценка основана на анализе финансовой отчетности наиболее видных 32 клубов, выбранных экспертами. Важно заметить, что анализ не учитывает спортивные и финансовые достижения сезона 2015/16.
Продажа прав на телетрансляции стала главным источников доходов клубов в последние десятилетия. Конвергенция телекоммуникационной и телевизионной отраслей изменила медиаландшафт и повысила уровень конкурентной борьбы. Благодаря контракту АПЛ 2015 года, несмотря на общий рост стоимости прав по всей Европе, разрыв в доходах между ведущими европейскими чемпионатами и Англией значительно вырос. Конкуренция между Sky и BT Sport привела к сумасшедшему предложению: почти 2,4 млрд евро за период 2016-19.
Неудивительно, что английские клубы представлены в рейтинге в большом количестве. Половина топ-10 – родом с Туманного Альбиона. Новый медиаландшафт вкупе со стабильной способностью генерировать значительные объемы выручки, что в большинстве случаев способствует прибыльности, позволяет Англии опережать остальные страны. С суммарной стоимостью клубов более 10 млрд евро, на них приходится около 40% общей стоимости представленных 32 клубов. За ними следуют испанские клубы, выигравшие все еврокубки за последние три года, со стоимостью 6,6 млрд евро. Правда, 85% этой суммы приходится на два клуба – «Реал» и «Барселону». Они же составляют 21% общей стоимости всех клубов.
Испания – единственная страна, где есть два клуба, чья стоимость превышает 2 млрд евро. Кумулятивная стоимость трех немецких клубов составляет 3,5 млрд евро.
В 90-е годы и начале нулевых итальянские клубы добивались видных успехов в европейском футболе, но теперь их влияние менее заметно как на поле, так и за его пределами. Последним Лигу Чемпионов выигрывал «Интер» в 2010 году, и с тех пор только «Ювентусу» удалось добраться до финала. Хотя Италия наряду с Англией делегировала в выборку больше всего клубов (7), их суммарная стоимость на 70% ниже (3.1 млрд евро против 10.2 млрд евро). «Ювентус», чья стоимость чуть-чуть не добралась до миллиарда евро, стал единственным итальянским клубом в Топ-10.
Шесть из 32 клубов («Аякс», ПСВ, «Бенфика», «Порту», «Фенербахче», «Галатасарай») играют за пределами «большой пятерки», и на них приходится лишь 5% общей стоимости клубов.
Если говорить о городах, то два манчестерских клуба обеспечили своей родине первенство в этом зачете – около 4,5 млрд евро, хотя из Лондона в рейтинг попали три клуба – «Арсенал», «Челси» и «Тоттенхэм».
Два мадридских клуба стоят около 3,5 млрд евро. Милан, чьи клубы выигрывали Лигу Чемпионов 10 раз, не дотянул до миллиарда, лишний раз показал кризис итальянского футбола в последние годы. Стамбул, также делегировавший два клуба, не сумел попасть в десятку лучших.
Хотя спорт, и футбол в частности, способен вызывать исключительную страсть и вовлеченность болельщиков, размер ключевых предприятий отрасли относительно невелик. Всего лишь 9 клубов стоят больше миллиарда евро, и лишь 4 клуба – больше 2 миллиардов. Средняя стоимость клуба из Топ-10 – 1,8 млрд евро.
Однако, хотя стоимость 32 клубов составляет около четверти стоимости Nike (92.5 млрд евро против 26.3 млрд евро), и примерно на 43% выше стоимости Adidas, у тех же самых клубов 589 млн подписчиков на Facebook, а у Adidas, Nike and Puma – 67 млн подписчиков на троих.
Сложности оценки футбольного клуба
Техники, применяемые для оценки стоимости футбольных клубов, не отличаются от методов оценки других компаний. Однако у футбольных клубов есть своя характерная особенность: они скорее преследуют то, что экономисты называют максимизацией полезности (успех на футбольном поле), а не максимизацию прибыли. Другими словами, спортивные достижения имеют более высокий приоритет, чем финансовый.
Хотя правила лицензирования и финансового fair play УЕФА вынуждают клубы добиваться определенной финансовой устойчивости, клубы обычно стремятся к успеху и престижу, а не к прибыли. Необходимость успеха на футбольном поле вызвана краткосрочным давлением со стороны болельщиков, спонсоров и СМИ. Успехи на футбольном поле привлекают болельщиков, спонсоров и внимание прессы. Это, в свою очередь, помогает генерировать доходы, которые могут быть инвестированы в укрепление состава, чтобы повысить вероятность спортивных успехов в будущем.
Другой особенностью футбольных клубов как предприятий является низкая корреляция между инвестициями (вложениями) и спортивными успехами (результат). Успех «Лестера» в АПЛ в этом году – отличный пример того, что спортивный успех, к счастью, не всегда возможно купить.
Эти особенности делают оценку футбольного клуба особенно сложной, поэтому лучше ее оценивать сразу несколькими методами.
Что такое стоимость предприятия (Entreprise value, EV)?
Стоимость компании (EV) рассчитывается как сумма рыночной стоимости акционерного капитала и общего долга за вычетом денежных средств и их эквивалентов. Она показывает, сколько стоит бизнес вне зависимости от структуры капитала, используемого для финансирования операций.
Зачем использовать показатель EV?
EV нейтрален к структуре капитала и позволяет сравнивать компании (в нашем случае – клубы) с различной долговой нагрузкой и структурой капитала.
Общая практика оценки стоимости предприятия
Один из широко применяемых методов оценки стоимости компании – прогноз будущей прибыли, дисконтированной к сегодняшнему дню согласно принимаемому риску инвестиций. Метод дисконтированных денежных потоков (Discounted Cash Flow, DCF) может быть применен к прибыльным компаниям, но большинство футбольных клубов таковыми не являются. Также важно заметить, что в рамках данного исследования он не может быть применен без доступа к планам развития каждого отдельного клуба.
Метод рыночной капитализации используется для оценки публичных компаний. Как только компания размещает акции на бирже, инвесторы могут приобрести ее акции и, соответственно, контрольный пакет. В данном случае EV рассчитывается как произведение цены акции на их количество плюс чистый долг.
С его помощью невозможно оценить стоимость всех клубов, поскольку акции очень немногих клубов торгуются на бирже.
В 90-х многие клубы, особенно английские, вышли на рынок, но большинство впоследствии провели делистинг, поскольку акции не отличались высокой ликвидностью, а их цены оставались стабильными.
Именно поэтому метод мультипликатора доходов видится наиболее приемлемым для футбольной индустрии. Он оценивает стоимость компании относительно генерируемых ей доходов. Эта методология может стать основой для индикатора стоимости футбольных клубов по трем основным причинам:
- Данные о доходах легко собрать и сравнить, поскольку они меньше размываются из-за особенностей бухгалтерского учета;
- В отличие от прибыли, которая у многих клубов может быть отрицательной, мультипликатор доходов можно использовать даже для проблемных клубов;
- Доходы не столь волатильны, как прибыль.
Доходы умножаются на мультипликатор, который вычисляется на основании наблюдений схожих клубов, которые торгуются на бирже (метод сравнимых компаний) и приобретения схожих компаний (метод сравнимых сделок). Очевидно, у этого подхода есть свои ограничения. Во-первых, фокус на выручке может привести к высокой EV у клубов, которые не способны контролировать издержки и терпят убытки. Во-вторых, он не полностью отражает все активы клуба.
Методология KPMG
Эксперты KPMG разработали формулу, которая, основываясь на предпосылках метода мультипликатора выручки, снижает риски и недостатки этой методологии, и позволяет рассчитать EV самых выдающихся европейских футбольных клубов по состоянию на 1 января 2016 года.
В самом простом варианте использования метода мультипликатора выручки, как только определено его значение, он используется для всех анализируемых клубов. Однако подобное упрощение не учитывает разницу между рынками, на которых они работают, схему распределения доходов от телетрансляций, операционную эффективность и уровень прибыльности, потенциал спортивных выступлений на национальном и международном уровне и т.д. Таким образом, чтобы отразить специфические характеристики клубов, которые влияют на величину EV, формула KPMG включает пять взвешенных параметров – так что у каждого клуба свой мультипликатор выручки.
Далее будут перечислены пять метрик, которых отражают отличия между клубами, рынками и экономическими условиями, в которых они работают. Они имеют разную значимость и разные веса, и они – одни из самых важных индикаторов, которые могут влиять на величину EV клуба.
Экономическая теория гласит, что цена – это средства, которые индивид платит за товар или услугу, а стоимость - это ценность, которую придают товару или услуге. Подход KPMG вместе с пониманием разницы между этими понятиями, может объяснить возможные расхождения между оценкой и фактической стоимостью совершенных сделок, а также между ценами акций публичных футбольных клубов.
1. Рентабельность
Чтобы учесть рентабельность футбольного клуба, учитывается отношение ФОТ к выручке за последние 2 финансовых года. Зарплаты игроков, тренерского штаба и другого персонала составляют наибольшую часть выручки. Высокое значение показателя показывает меньшую способность генерировать прибыль. Пусть и с меньшим весом ввиду своей волатильности, EBITDA также учитывается при расчетах.
2. Популярность
Несомненно, есть сильная корреляция между спортивными успехами и вовлеченностью в социальных сетях, выражаемой в числе подписчиков в Instagram, Twitter и Facebook. Соответственно, в данной формуле число подписчиков клуба кажется хорошим индикатором популярности и вовлеченности болельщиков.
3. Спортивный потенциал
Чтобы учесть потенциал достижения спортивных успехов клуба, которые могут генерировать существенные доходы от телетрансляций, matchday- и коммерческие доходы, эксперты предполагают, что клубы с более дорогим составом (ключевой актив футбольного клуба) имеют больше шансов преуспеть на поле. Чтобы учесть этот эффект, стоимость состава по версии Transfermarkt учтена в формуле.
4. Права на телетрансляции
Влияние прав на телетрансляций и схема их распределения на уровне лиги также учтена в формуле KPMG, поскольку данная метрика играет фундаментальную роль в потенциале генерирования доходов клубов.
5. Владение стадионом
Помимо игроков, одним из главных активов клуба является стадион. Стадион, принадлежащий клубу, предоставляет больше возможностей по генерации доходов. Право собственности также учтено в формуле.
Помимо доступности финансовой отчетности клубов, KPMG установил три критерия, по которым клубы отбирались для исследования. Два основных критерия:
1. Клубы должны входить в Топ-50 по операционной выручке.
2. Клубы должны входить в Топ-50 по коэффициенту УЕФА за последние 5 лет.
Если один из этих критериев не выполнен, клуб по-прежнему мог попасть в список, если:
3. Клуб входит в Топ-30 по числу подписчиков на Facebook по состоянию на 31 марта 2016.
Обоснование этих критериев следующее: выбранные клубы успешны в спортивном отношении, а их бренды известны за рубежом.
По данным критерия прошли 32 клуба из восьми европейских стран.
Источники
Исследование базируется на анализе финансовой отчетности 32 профессиональных футбольных клубов, выбранных для исследования. Отчетность находится в открытом доступе. У всех клубов изучались отчетности за 2013/14 и 2014/2015 сезоны. Данное исследование не учитывает спортивные достижения клубов в сезоне 2015/2016.
Для некоторых клубов, чей финансовый год не совпадает с футбольным сезоном в Европе, данные взяты из двух последних доступных отчетностей.
Также для анализа использовалась нефинансовая информация, полученная из открытых источников: национальных правительств, профессиональных объединений, международных федераций и СМИ.
KPMG осознает, что некоторые футбольные клубы диверсифицируют бизнес и ведут деятельность в других видах спорта и/или неспортивных отраслях. Если финансовые результаты диверсификации были явно отражены в финансовой отчетности, они были исключены из анализа.
Интерпретация финансовых терминов, использованных в отчете, доступна в разделе методологии вкладки «Данные и аналитика» на сайте KPMG www.footballbenchmark.com.