Китайские власти обнародовали весьма амбициозный план по превращению страны в одну из ведущих футбольных держав. Программа развития предусматривает множество мероприятий, в числе которых, например, строительство 70 тыс. полей и вовлечение в регулярные занятия 50 млн человек, и ставит задачей победу сборной Китая на чемпионате мира. Правда, только в 2050 году. Специалисты тем временем предупреждают, что административные меры, хорошо работающие, когда нужно поднять, скажем, легкую атлетику или плавание, оказываются совершенно непригодными, если речь заходит об игровых видах спорта.
Китайское национальное агентство по развитию и реформам обнародовало план превращения страны в одну из ведущих футбольных держав планеты. Программа разделена на три этапа. Первый рассчитан до 2020 года и предусматривает вовлечение в регулярные занятия футболом не менее 30 млн школьников. На второй стадии — к 2030 году — предполагается добиться превращения сборной Китая в стабильно лучшую команду Азии. Наконец, еще через 20 лет, в 2050-м, Китай намерен провести у себя чемпионат мира по футболу и выиграть его.
В многостраничном документе ничего не говорится о том, сколько будет выделено на реализацию программы, что, учитывая ее протяженность во времени, не так уж и странно. Однако дешевой она, учитывая масштабность задуманного, не может быть в принципе. Ведь план предусматривает, например, появление в Китае 70 тыс. футбольных полей. Кроме того, китайские власти намерены обучить не менее 10 тыс. тренеров различной квалификации, довести число спортивных школ, где будет культивироваться футбол, с нынешних 10 тыс. до 20 тыс. Все это, как полагают авторы проекта, позволит вовлечь в регулярные занятия футболом не менее 50 млн человек.
Отметим, что в последнее время китайские власти уделяют действительно много внимания развитию футбола. Наблюдатели связывают этот интерес не в последнюю очередь с тем, что председатель КНР Си Цзиньпин является большим поклонником игры и китайский бизнес, стараясь действовать согласно новым веяниям, активно инвестирует в футбол. Показательным в этом плане было зимнее трансферное окно, в ходе которого китайские футбольные клубы потратили на покупку иностранных игроков €305 млн — больше, чем любая европейская лига, в том числе английская, соревноваться с которой в том, что касается денег, как казалось еще недавно, просто бесполезно.
Однако активность китайских бизнес-структур не ограничена лишь приобретением легионеров. Тут можно вспомнить, что в начале 2015 года компания Dalian Wanda Group приобрела за €45 млн 20% акций мадридского футбольного клуба "Атлетико". Затем компания купила за $1,05 млрд Infront Sports & Media — одного из лидеров в области спортивного, в том числе футбольного, маркетинга. Наконец, в марте 2016-го Dalian Wanda Group стала первым в истории китайским спонсором Международной федерации футбола (FIFA), подписав контракт на четыре цикла чемпионатов мира — до 2030 года. По неофициальным данным, соглашение будет приносить FIFA по $130-140 млн за цикл. Можно вспомнить и покупки, осуществленные консорциумом в составе двух компаний (China Media Capital Holdings и CITIC Capital), который в конце прошлого года приобрел 13% акций английского клуба "Манчестер Сити" за $400 млн.
То есть все признаки того, что в Китае за футбол взялись всерьез, налицо. Это, однако, никоим не образом не гарантирует, что поставленные задачи будут выполнены. Напомним, что в России также неоднократно принимались стратегии развития футбола, ставившие амбициозные задачи — вплоть до победы на чемпионате мира 2018 года. К слову, в данный момент по поручению президента РФ Владимира Путина Министерством спорта и Российским футбольным союзом (обе структуры возглавляет Виталий Мутко) разрабатывается программа развития футбола уже до 2030 года. Однако ни принятие программ, ни выделение финансирования на их реализацию пока не позволили сборной России или клубам перейти на качественно иной уровень.
Как отмечают специалисты, причина неэффективности такого рода программ кроется в самой специфике игровых видов спорта. "В командных видах спорта очень трудно купить успех",— заявил AP профессор университета Мичигана, автор книги "Мир в игре: как спорт влияет на мировую политику и культуру" Андрей Марковиц. По мнению господина Марковица, такие виды спорта, как футбол, уходят корнями в культуру народов, а наиболее успешными в футболе становятся нации, где дети начинают играть одновременно с тем, как научились ходить. "То есть прогресс в игровых видах спорта нельзя спланировать, в отличие от индивидуальных дисциплин",— уверен господи Марковиц.
К слову, мнение профессора Марковица подтверждается и собственно китайской спортивной историей. КНР ведь давно культивирует у себя множество видов спорта и добилась на этом поприще удивительных успехов, став одной из ведущих спортивных держав мира. Но львиная доля прогресса пришлась именно на индивидуальные виды спорта, где можно выделить узкий круг талантливых атлетов и потом акцентированно с ними работать. В игровых же дисциплинах успехи куда менее впечатляющие. Исключением можно считать разве что женскую сборную Китая по волейболу.
Стоит отметить и еще одну угрозу, с которой Китай, похоже, уже столкнулся. Речь о том, что массированная скупка иностранных футболистов не дает раскрыться доморощенным талантам. Это хорошо видно на примере российского футбола, который еще пару лет назад регулярно выступал в роли одного из крупнейших покупателей на рынке. Но приезд сильных иностранцев слабо помог нашей сборной. В Китае пока ситуация еще более удручающая. Хотя бы потому, что все 16 мячей, забитых в матчах первого тура чемпионата Китая, провели иностранные игроки.