Исследование New York Times о попытках представителей киберспортивной индустрии привлечь женщин в свой вид спорта
Мировая выручка киберспорта к 2018 году может превысить $1 млрд. При этом женщины составляют лишь 15% аудитории киберспорта, если верить маркетинговым исследованиям компании SuperData. Точных данных о количестве женщин среди участниц турниров нет, но принято считать, что их очень мало. Многие авторы и издатели видеоигр хотят достичь гендерного баланса в киберспорте. Ведь все больше женщин увлекается компьютерными играми, осталось только привлечь их к профессиональным соревнованиям.
Необходимое зло
Попытки увеличить долю женщин в киберспорте предпринимаются более десяти лет. Еще в 2003 году французская компания Oxent занялась организацией ежегодных женских турниров. 13 лет спустя в парижском турнире по Counter-Strike участвовали 40 команд. Но не похоже, что им удалось существенно увеличить число женщин в отрасли. А некоторые игроки думают, что отдельные турниры лишь подтверждают: женщины не способны соревноваться наравне с мужчинами.
Руководитель по контенту Oxent Лэм Хуа соглашается, что чисто женские турниры не очень преуспели в вовлечении женщин в киберспорт. Но говорит, что после продолжительных дискуссий компания решила, что это был «лишь первый шаг на долгом пути признания женщин в спорте». По его словам, эти турниры – «необходимое зло».
Увеличение дружелюбия
Марк Религиозо, бренд-менеджер издателя видеоигр Bandai Namco Entertainment, тоже хотел бы видеть больше женщин среди профессиональных киберспортсменов. Именно поэтому он задумался о проведении турниров «Бонни и Клайд», в которых соревнуются команды, составленные из одного мужчины и одной женщины. Религиозо хочет не противопоставить мужчин и женщин, а научить их сотрудничать друг с другом.
«Это лишь небольшие меры по привлечению женщин в команды, – говорит он. – Мы должны сделать киберспорт более дружелюбным».
Религиозо заметил отток женщин-игроков из киберспорта прошлой весной во время региональных турниров. Сейчас он очень рассчитывает на возрождение интереса к серии игр Tekken. В следующем году Bandai Namco выпустит файтинг Tekken 7, который, как надеется компания, станет популярным среди киберспортсменов. По словам Религиозо, женщины составляют примерно 23% от общего числа поклонников Tekken, но немногие из них принимают участие в соревнованиях.
Кроме того, Марк заложил собирается представить западной аудитории женский клуб Tekken Girl's Club – японскую программу, в которой профессиональные игроки обучают женщин мастерству игры.
Удержать в киберспорте
С другой стороны энтузиасты прикладывают усилия, чтобы общество привыкло к женщинам-игрокам. Анна Проссер Робинсон, менеджер Twitch, помогла продвинуть инициативы компании в этой области после того, как интерес женщин к киберспорту сначала вырос, а затем сошел на нет.
«Мы хотели вдохновить этих выдающихся женщин на участие в турнирах, – говорит она о киберспорте. – Но через шесть месяцев они уходили».
Стриминговый сервис Twitch, принадлежащий корпорации Amazon, еще три гола назад открыл площадку Misscliks. Ее задача, по словам Робинсон, – обеспечение поддержки и предоставление ресурсов для того, чтобы женщины создавали свои акаунты в соцсети Twitch и тем самым сохраняли связь с киберспортом.
Девушки на TwichCon
Twitch также основал Inclusivity City – физическое пространство на площадке ежегодной конвенции TwitchCon для организаций меньшинств, например, AnyKey и Hack Harassment. Также Робинсон организовала турнир Smash Sisters для женщин, играющих в файтинги серии Super Smash Bros. на приставке Nintendo.
Критика и угрозы
В 2016 году компания Intel и киберспортивная лига ESL создали организацию AnyKey, которая будет отстаивать права женщин.
Многим женщинам-игрокам нравятся такие меры. В среде, где преобладают мужчины, идеология видеоигр долгое время считалась женоненавистнической. Женщины часто сталкивались с грубой критикой со стороны других членов команды и даже с анонимными угрозами физической расправы и изнасилования.
«Это невыносимая обстановка, – говорит 30-летняя Стефани Харви, один из лучших игроков в Counter-Strike: Global Offensive. – Чтобы быть женщиной в киберспорте, нужно быть очень толстокожей».
AnyKey сосредоточено на двух основных областях. Первая – исследования и обсуждения в области многообразия, которые возглавляет профессор Массачусетского технологического университета Т.Л. Тэйлор. Вторая – инициативы и решения, предлагаемые под руководством бывшего киберспортсмена Морган Ромин.
В марте AnyKey организовала женский турнир в рамках одного из крупнейших мероприятий отрасли – Intel Extreme Masters competition, который проходит в польском городе Катовице. Ромин рассматривает чисто женские турниры в качестве тренировочных перед участием в открытых чемпионатах.
«Впереди еще много работы, которую нужно проделать, чтобы дать женщинам больше уверенности и опыта», – говорит она.