Инвестиции из стран Азии и Ближнего Востока в европейский и американский спорт продолжают стремительно расти.
Можно заметить своеобразное разделение регионов по инвестициям. Популярность европейских футбольных клубов привлекает спонсоров с Ближнего Востока, а американские франшизы стали объектов пристального внимания азиатов. С 2007 года суверенный фонд Катара инвестировал $65 млрд в европейский спорт, а в 2013 году китайские инвестиции в американский спорт выросли до $12,2 млрд, на 51,7% больше по сравнению с предыдущим годом.
Поскольку популярность европейских и американских спортивных клубов растёт, растёт и возврат от инвестиций. Ближневосточный и азиатский регион усиливают своё влияние в плане спонсорства и владения клубами, и этот тренд пока не имеет тенденции к замедлению, так что держатели прав должны верно определить драйверы роста этого тренда для капитализации.
Ближневосточные бренды в последние годы активно инвестировали в европейские футбольные клубы, которых теперь стало 20, включая «Барселону» (Qatar Airways), «Реал», ПСЖ, «Арсенал», «Милан» (все – Emirates) и «Манчестер Сити» (Etihad, ОАЭ).
Объединённые Арабские Эмираты стали единоличным лидером по стоимости спонсорских сделок, включающие размещение логотипа на игровой форме. Ещё 10 лет назад вложения были незначительными, но теперь с общей суммой сделок $163 млн Эмираты обошли Германию. ОАЭ лидируют по объёму сделок, но по средней стоимости сделки равных нет Катару - $49,1 млн.
Катар в последние годы вносил особенно крупный вклад в укрепление региона в мировой спортивной индустрии. Громкая покупка фондом спортивных инвестиций Катара «Пари Сен-Жермен» не стала единственной: «Малага» на 100% принадлежит Катару, связи с «Барселоной» обеспечили стране присутствие в самом сердце мирового футбола. Конечно, получение права проведения ЧМ-2022 тоже сыграло свою роль, но покупка «Аль-Джазирой» BeIN Sports способствовало превращению канала в одного из главных распространителей спортивного контента по всему миру.
Возможно, флагманом развития спорта на Ближнем Востоке стал Qatar’s Aspire Zone – спортивный хаб, который за последние пару лет стал одним из самых привлекательных спортивных направлений. Он готов к проведению крупных турниров и включает в себя тренировочные лагеря, конференц-залы, научно-исследовательский спортивный центр, медицинские и реабилитационные учреждения. Благодаря целостному подходу к развитию спортсменов, Aspire превращает молодые таланты в будущее поколение чемпионов. К услугам спортивной элиты инновационные технологии и новейшие медицинские разработки. Для широкой публики доступны возможности занятий практически любыми видами спорта, фитнес-программы, турниры, беговые дорожки, тренажёрные залы и многое другое. Словом, Aspire Zone предлагает уникальные возможности и различные услуги, и всё под одной крышей.
В последние три года наблюдается стабильный рост инвестиций из Азии в американские спортивные клубы.
Инвестиции производятся в форме приобретения пакетов акций профессиональных клубов топовых американских лиг и спонсорских сделок с ярчайшими спортсменами, причём особой популярностью пользуется баскетбол. В основном инвестируют три крупнейших азиатских экспортёра (Южная Корея, Япония, Китай) и представители трёх ключевых отраслей: автомобильная промышленность, потребительская электроника и спортивная одежда.
Южная Корея представлена в основном компаниями Hyundai, Samsung и Kia. Hyundai приобрёл права на название Hyundai Tournament of Champions в рамках PGA Tour в 2011 году за $8 млн, а Samsung за $33,3 млн в год стал официальным поставщиком мобильных устройств и экранов НБА с 2013 года. В рамках соглашения рефери НБА, женской НБА и Лиги Развития НБА будут использовать планшеты Samsung для просмотра видеоповторов. Kia выбрала другой путь проникновения на американский рынок. За $7 млн компания получила широкое присутствие в культовом для Америки Мэдисон-Сквер Гарден (MSG) в Нью-Йорке. На входе организовано выставочное пространство для её автомобилей, по всей арене размещены логотипы Kia, в сделку также вошли связи с баскетбольным «Никс» и хоккейным «Рейнджерс», принадлежащим MSG.
Японская Sony Electronics заключила соглашение с Barclays Centre в Бруклине, где играет баскетбольный «Нетс». В рамках соглашения Sony разместила 600 экранов высокой чёткости по всей арене.
Китай, являющийся зарубежным рынком №1 для НБА, также инвестировал в баскетбол. Производители спортивной одежды ANTA, Peak и Li Ning подписали спонсорские контракты со многими звёздами лиги, включая Дуэйна Уэйда, Кевина Гарнетта и Рэджона Рондо.
Все ведущие спортивные лиги США имеют в своём составе хотя бы одну команду, которой полностью или частично владеет инвестор азиатского происхождения. За последние два годы азиатские бизнесмены вложили в американские франшизы около $1,1 млрд.
Первопроходцем стала компания Nintendo, купившая бейсбольный «Сиэтл Маринерс» в 1992 году. Тогда же в команду перешёл один из величайших игроков в истории МЛБ Ичиро Сузуки. С тех пор количество японских игроков в лиге только увеличивалось, что сближало два крупнейших бейсбольных рынка.
Одним из самых известных азиатских инвесторов в американском спорте является основатель Computer Associates Чарльз Вонг, купивший контрольный пакет акций хоккейного «Нью-Йорк Айлендерс» в 2004 году. После неудачных попыток построить новую арену в историческом для команды районе он переместил команду в бруклинский Barclays Center, сделав «Айлендерс» новым хоккейным якорным арендатором.
Шахид Хан владеет клубом «Джексонвилл Ягуарс» из НФЛ. Пакистанский инженер и предприниматель приобрёл франшизу в 2012 году за $760 млн, став первым в истории НФЛ владельцем клуба, будучи представителем одного из национальных меньшинств. Как и большинство других инвесторов, родившихся в Азии, Хан провёл большую часть жизни в Штатах.
«Ягуарс» - один из самых скромных клубов НФЛ, и Хан планирует продолжать инвестировать в спорт в США или даже в других странах. В 2013 году он купил лондонский футбольный клуб «Фулхэм» и планирует расширить НФЛ до Лондона.
Родившийся в Японии инвестиционный магнат Уилл Чанг владеет долями в бейсбольном «Сан-Франциско Джайэнтс» и футбольном «Ди Си Юнайтед». Растущая популярность футбола в США привлекает азиатских инвесторов. Индонезийский медиамагнат Эрик Тохир совместно с Джейсоном Левленом владеет контрольным пакетом акций «Ди Си Юнайтед». Первой покупкой пары стал баскетбольный «Филадельфия 79ers». В 2013 году Тохир стал владельцем миланского «Интера». Кроме того, ему принадлежит один из лидеров индонезийского футбола «Персиб», что делает его первым в мире владельцем крупных клубов на трёх континентах.
Какие тренды привели к увеличению инвестиций в спорт в Европе и США?
Здоровье
Технологическое и экономическое развитие привело к распространению идей здорового образа жизни и длительной заботы о здоровье. Рост интереса и вовлечённости в спорт привёл к тому, что азиатские и ближневосточные компании стали активно спонсировать спорт, чтобы воздействовать на местных потребителей.
Развлечения
С распространением телевидения и интернета выросла потребность в развлечениях. Поскольку в этих регионах мало привлекательных арен, а на создание клубов требуется время, инвестиции во всемирно известные спортивные бренды являются быстрым и надёжным решением.
Растущая доля молодёжи
Для молодёжи спорт является популярным времяпрепровождением. Более 30% населения стран Ближнего Востока находятся в возрасте от 15 до 29 лет. В Азиатско-Тихоокеанском регионе проживает 60% молодого населения Земли – 750 млн человек в возрасте 15-24 лет.
Консервативность
В культурном и социальном плане Ближний Восток и Азия более консервативны, чем страны Запада, поэтому развлекательный контент нередко не проходит цензуру. Спорт вызывает гораздо меньше противоречий по сравнению с музыкой и кинематографом и может транслироваться и продвигаться без последствий.
Национальное единство
Правительства стран в этих регионах видят спорт инструментом укрепления национального единства на сильно фрагментированных рынках из-за социокультурных особенностей. Возможность ассоциировать себя с крупными событиями и командами может вызвать национальную гордость и единство в этих странах.
Социальная мобильность
Государственные инвестиции в спорт также предоставляют большую социальную мобильность для низших слоёв населения, составляющих в этих странах, как правило, большинство. Возможность занятий спортом позволяет вывести социальное взаимодействие на новый уровень.
Экономический рост
Рост азиатской и ближневосточной экономик означает, что компании из этих стран обладают достаточным объёмом средств для инвестиций на развитых рынках. По сравнению с другими отраслями, для приобретения контрольных пакетов акций в спорте требуются гораздо меньшие средства.
Построение национальных брендов
Проведение крупных спортивных турниров – отличный способ укрепить бренд страны на международном уровне, развить туризм и показать экономические преимущества инвестиций в страну. Страны Азии и Ближнего Востока уже добились прав принять у себя крупнейшие соревнования (чемпионат мира по футболу 2002 года в Японии и Южной Корее, 2022 года в Катаре, летние Олимпийские игры 2008 года в Пекине, зимние Олимпийские игры 2018 года в Пхёнчане) и продолжают претендовать на новые.
Какие выводы могут из этого сделать бренды и владельцы прав?
Рост инвестиций из Азии и Ближнего Востока в европейский и американский спорт произошёл на фоне крупнейшего экономического спада со времён Великой депрессии. Инвестиции привели к росту стоимости крупнейших клубов и значительному увеличению размера их аудитории. Став показателем относительной устойчивости спорта, инвестиции из развивающихся рынков пришли ввиду непростой экономической ситуации на Западе, и клубам стало сложнее привлечь местных инвесторов.
В результате у крупнейших американских и европейских клубов выросла база болельщиков, что привело к подорожанию коммерческих активов, в частности, спонсорских сделок и продажи медиаправ. Кроме того, мировые спортивные рынки стали более конкурентными. Из-за роста стоимости клубов выросли входные барьеры для местных инвесторов.
Экономики стран Азии и Ближнего Востока продолжают расти и располагают обширными резервами. Правительства и города становятся более ориентированными на спорт и привлекают всё больше спортивных событий, что приводит к росту инвестиций в спортивную инфраструктуру.
Потенциальный риск может нести регулирование спортивной отрасли в Европе и США, чтобы избавиться от ощущения «захвата» восточными регионами. Хотя этот риск относится к правовой сфере, есть основания полагать, что экономические выгоды перевесят, и глобализация спорта продолжится.