На развитие второй очереди туристической зоны потребуется 8,5 млрд рублей
Консалтинговая компания Cushman & Wakefield выиграла тендер на разработку концепции второй очереди горнолыжного курорта Шерегеш в Кемеровской области. Это следует из протокола заседания тендерного комитета, размещенного на сайте госзакупок. Основная задача – определить пропускную способность нового курорта и выделить из общей концепции отдельные проекты, которые бы заинтересовали инвесторов, уточнила руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма Сushman & Wakefield Марина Смирнова. По ее словам, курорт уже посещают около 1–1,2 млн туристов в год при практически полном отсутствии здесь качественных отелей.
По неофициальным данным, сейчас курорт принимает в 2 раза больше гостей, которые вынуждены проживать в частном секторе, подтверждает представитель Федерального центра проектного финансирования (ФЦПФ; входит в ВЭБ), который вместе с администрацией Кемеровской области выступает соучредителем Корпорации развития курортной зоны Шерегеш и занимается финансированием проекта. При этом территория Шерегеша ограничена стихийной застройкой и перегруженными инженерными сетями, замечает представитель ФЦПФ, хотя потенциал зоны даже больше, чем у существующей «Розы Хутор» в Краснодарском крае. Поэтому решено почти вдвое увеличить общий гостиничный фонд зоны Шерегеш с существующих 3000 мест до 6000, добавляет Смирнова. Это, по ее словам, позволит в том числе повысить качество самого курорта.
Предварительно инвестиции в проект составят 8,5 млрд руб., из которых около 5,5 млрд руб. – затраты на строительство объектов туристической инфраструктуры, еще 3–4 млрд руб. пойдет на создание инженерной и транспортной инфраструктуры, строительство подъемников, создание горнолыжных трасс и благоустройство территории, перечисляет представитель ФЦПФ. Центр профинансирует создание инфраструктуры, уточняет Смирнова, затем к проекту можно будет привлечь частных инвесторов. Пока, по ее словам, интерес к проекту проявляют локальные игроки, но после разработки общей концепции курорта могут появиться и другие инвесторы. К строительству новой территории Шерегеша планируется приступить в 2017 г., добавляет представитель ФЦПФ.
Опрошенные «Ведомостями» участники рынка по-разному оценивают перспективы такой туристической зоны. Кемеровская область – регион с недостаточным уровнем развития туризма, но, безусловно, большим потенциалом, считает директор по маркетингу Azimut Hotels Company Елена Пальчунова. Спрос на отдых внутри страны сейчас повышен, поэтому развитие гостиничной инфраструктуры в таких регионах полезно как инвесторам, так и туристам, объясняет она. С ней согласен вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин. Одних курортов Красной Поляны явно недостаточно, поэтому новая горнолыжная зона будет крайне востребована, полагает Горин.
Руководитель департамента гостиничного бизнеса JLL Татьяна Веллер, напротив, скептически оценивает планы ФЦПФ: «Гора Зеленая, где расположен горнолыжный курорт Шерегеш, не обладает настолько серьезными рельефными характеристиками, чтобы стать центром горнолыжного спорта в федеральном масштабе, а ближайший крупный населенный пункт – Новокузнецк находится в 100 км от него и имеет сравнительно небольшой аэропорт», – поясняет она. Остальные крупные города вокруг – Барнаул, Кемерово, Новосибирск, по ее словам, расположены слишком далеко, чтобы туристы из платежеспособных регионов, таких как Москва и Петербург, посчитали эту логистику удобной и привлекательной. Скорее всего, рассчитывать стоит лишь на локальный рынок, резюмирует она.