Один из главных ответственных за это преображение – Сергей Анохин, который полтора года назад сменил должности члена исполкома Российского футбольного союза и президента Федерации футбола Москвы на кресло генерального директора FONBET. СБК расспросил Анохина об этом «трансфере», новом взгляде на любимую игру, отработке негатива от клиентов и интересе к спортивному программированию.
Эталонный проект
– Как вы теперь относитесь к организации футбола в России?
– Наша компания системно вкладывает в этот вид спорта большие деньги. Хотим в целом развивать бренд «Футбол» в России и прилагаем для этого много усилий. Подписали с РФС меморандум о поддержке национальных команд и проектов развития массового футбола в стране. В прошлом году реформировали Кубок России, впервые провели в его рамках Матч звезд. Опыт футбольного чиновника, понимание бюрократических процессов, а также опыт взаимоотношений серьезного уровня позволяют находить лучшие пути реализации проектов.
– Кубок России – самый большой спонсорский контракт FONBET?
– Самый значимый. Считаю, это успешный проект. Думаю, он будет эталоном развития футбола в стране. Имею в виду и формат, и спонсорский подход, и коммерческий регламент, и взаимодействие участников, РФС, партнеров. Турнир дает клубам дополнительную возможность прогрессировать, развивать молодежь, получать деньги за каждую победу – такой мотивации раньше не было. Есть спор о доступе журналистов в раздевалки после матчей. Топ-клубы против, но, думаю, мы к этому придем, потому что это интересно зрителям. Творческая составляющая сейчас не менее важна, чем сама игра.
– Насколько возможен уход от государственного финансирования в спорте?
– Это правильное направление. Прикинем бюджет среднего клуба РПЛ. За ₽1 млрд можно хорошо играть молодыми футболистами. ₽330 млн получим от лиги. За Кубок России – около ₽150 млн. От букмекера – ₽100–150 млн. Плюс другие спонсоры – и вот минимум ₽700 млн с рынка собираем. А если вырастили игроков и продали их, то точно придем к точке безубыточности.
– Как строятся переговоры о спонсорстве с клубами?
– Контракты клубов РПЛ только растут. Но российский футбол генерирует основной поток ставок, наши клиенты его любят. И на рынке сильная конкуренция. В итоге многие завышают цены. Мы готовы расти вместе и платить за это, но переговоры должны быть адекватными. Считаю, любому клубу важнее не выбить максимальный контракт, а получить на долгий срок надежного партнера с хорошей репутацией.
– FONBET летом активно заключал новые контракты, в том числе громкое соглашение с футбольным «Ростовом»…
– Агрессивная маркетинговая политика действенна, но мы используем ее только в особых случаях. Юг страны – это 30% наших клиентов. «Ростов» играет хорошо, ставит перед собой высокие цели, развивает молодежь, выступает на отличном стадионе, имеет много болельщиков. Поэтому когда клуб вышел на нас, мы решили его поддержать. Заплатили достаточную сумму, но это сделка интересна обеим сторонам.
Цифровая работа
– Что еще вам интересно, кроме футбола?
– Для нашего бизнеса это основополагающий вид спорта. Но компании интересен весь спортивный мир. У нас большой контракт с Континентальной хоккейной лигой. Много помогаем Федерации дзюдо России, поддерживаем медиафутбольные команды, пляжный «Кристалл», женское баскетбольное «Динамо». Активно пытаемся интегрироваться в киберспорт: участвуем в организации соревнований, подписали популярного игрока Романа Кушнарева, планируем выкупить права на трансляции крупных турниров. Есть и сложности: многие организации зарегистрированы за рубежом и не хотят сейчас сотрудничать с российскими букмекерами. Похожие трудности с теннисистами. Зато готовим контракт с Федерацией спортивного программирования России.
– Зачем?
– Мы смотрим на российскую молодежь, вовлеченную в IT, с точки зрения большого работодателя. Кроме того, спортивное программирование – это тоже вход в киберспорт. Считаем это направление перспективным, планируем его развивать. Тут же рядом и разработка алгоритмов, и кибербезопасность, и управление роботами.
– То есть у вас интерес как у IT-компании…
– Букмекерской бизнес имеет стабильную тенденцию развития в интернете. В нашей компании онлайн – это 90% операций. Конечно, в таком случае нужен сильный IT-департамент, и он у нас есть. Он важен для сопровождения сайта, расчетов ставок и выигрышей, организации внутренних процессов, работы с клиентами, контрбеттинга… У нас очень качественный собственный софт, свои сервера по хранению данных и крутые спецы. Без IT невозможно создать современный букмекерский продукт, интересный клиентам.
Добрый сервис
– Как именно вы взаимодействуете с клиентами?
– Нас важен каждый клиент. Каждый букмекер тратит огромные деньги на маркетинговые проекты для привлечения новых игроков. Но самая сложная задача – удержание. Для этого нужен качественный продукт и обратная связь 24/7. Благодаря им, мы понимаем интересы и видим проблемы клиентов.
– Что делаете с негативными реакциями?
– Часто оказывается, что человек просто невнимательно прочитал правила. Но в любом случае проверяем информацию. В этом плане помогают амбассадоры. Конечно, Александр Овечкин такими вопросами не занимается, а вот через комментаторов, журналистов и блогеров люди передают претензии. И мы всегда находим причину.
– Насколько вам важно демонстрировать социальную ответственность?
– Мы считаем, это важная миссия. Она определена и законом – в форме целевых отчислений. Из ₽14 млрд, перечисленными всеми букмекерами в 2022 году, 35% пришлось на долю FONBET. Очень важна для нас работа сервиса по профилактике игромании в форме добровольного самоограничения. Любой клиент может написать заявление, чтобы мы ограничили ему количество или размер ставок или вообще на время закрыли доступ к ним. Это элемент ответственной игры. И даже в рекламных интеграциях мы подчеркиваем: ставки – развлечение, а не способ заработка.
Наша благотворительная программа самая крупная среди букмекеров.
– У маленьких проектов есть шанс получить финансирование от FONBET?
– Да. Конечно, если говорить о спонсорстве, требуются значимые для нашего бизнеса показатели. А вот в благотворительную программу часто попадают как раз маленькие проекты. Главное, чтобы была не только хорошая идея, но и продуманные механизмы ее реализации.
Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №3 (53) Сентябрь 2023