Погоня агентов и спонсоров за самыми перспективными спортсменами поставила под угрозу систему студенческого спорта в Северной Америке
Университетские команды имеют огромное значение для спортивной индустрии США и Канады, особенно в баскетболе. Они готовят кадры для Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) и привлекают огромное внимание к собственным соревнованиям. «Мартовское безумие», финал мужского студенческого чемпионата, успешно конкурирует по рейтингам с играми НБА. Естественно, это вызывает интерес у брендов спортивной одежды, финансовых организаций, автомобильных концернов и других потенциальных рекламодателей.
Баскетболисты в NCAA считаются любителями и не получают зарплаты – у самых успешных из них есть только стипендия, покрывающая расходы на обучение. В этих условиях контракты с персональными спонсорами могут вскружить голову. Помогать спокойно разбираться в финансовых и юридических тонкостях, не навредив карьере, должны агенты, но именно их работа довела студенческий спорт до огромного скандала.
NCAA
Национальная ассоциация студенческого спорта. Объединяет 1281 организацию, проводящую спортивные соревнования в колледжах и университетах США и Канады. Под эгидой NCAA проходят чемпионаты по 24 видам спорта. В этих турнирах участвуют более 450 тыс. атлетов. В 2014 году доход NCAA достиг $1 млрд. Не менее 80% этих денег ассоциации приносит высший дивизион мужского чемпионата по баскетболу.
Нелюбительские сделки
В конце сентября Федеральное бюро расследований (ФБР) арестовало восьмерых тренеров NCAA и двух менеджеров производителей спортивной экипировки. Все они фигурируют в деле, которым бюро занималось полтора года. ФБР выявило несколько случаев, когда тренеры и агенты с помощью взяток уговаривали игроков перейти в тот или иной вуз. Сами они получали за это вознаграждения от менеджеров этих университетов, стремящихся собрать более сильный состав, по сути, перекупая баскетболистов, или от компаний-спонсоров, ищущих для своих потенциальных клиентов наиболее перспективные с точки зрения перехода в НБА варианты развития карьеры. Студентам предлагалось сменить не столько вуз, сколько команду. Это позволяет участникам сделки заработать, но противоречит принципам любительского спорта.
Бывший игрок NCAA, ныне баскетбольный агент Кевин Тарка прокомментировал СБК эту ситуацию: «Не сказал бы, что потрясен. Изменения в подборе кадров в последние годы очевидны. К сожалению, резко увеличилось влияние экипировщиков. Но вмешательство ФБР удивило. Это уже совершенно другой уровень в отличие от внутреннего расследования NCAA. Все начинается с низов. Спортсменов тянут во все стороны: семья, друзья, обувные компании, тренеры, союз атлетов-любителей, скауты, агенты… Когда вовлечены огромные суммы, трудно заметить фол гдето между строк. Кто-то обязательно нарушит правила, чтобы попытаться заработать».
$250 тыс. – предположительное вознаграждение со стороны adidas молодым спортсменам за переход в университеты, спонсируемые компанией
Тяжелый выбор
Охота за лучшими баскетболистами объяснима. Такие игроки спортивными успехами могут принести своему университету миллионы (большая часть огромной прибыли NCAA распределяется между членами лиги), а в случае попадания в НБА обеспечат хорошую рекламу спонсорам и достойную комиссию агентам.
Проблема в том, что на драфт НБА большинство студентов-баскетболистов попадают еще после первого курса. И им приходится делать сложный выбор: либо пытаться проявить себя в лучшей лиге мира, либо откладывать этот вопрос до получения диплома. В первом случае (если будет подписан контракт с агентом) возможности вернуться в университет не останется, во втором – есть риск потерять три года карьеры (и высокой зарплаты) в более слабом турнире. Сдержаться от соблазна часто не могут даже те, кто объективно не готов к НБА. Для них первый профессиональный контракт оказывается последним, но в 17 лет сложно трезво оценить свои силы. Тем более, когда твой советник очень заинтересован получить комиссию. В итоге страдают и игроки, и уровень NCAA.
«Необходимо найти варианты выплачивать игрокам официальную зарплату. Иначе NCAA поставит себя под угрозу уничтожения, – уверен Кевин Тарка. – Нужно, чтобы ребята понимали свою истинную рыночную стоимость. Пусть счет будет им доступен только после окончания университета, но это должны быть их деньги. Тренеры в NCAA зарабатывают по несколько миллионов долларов, а спортсмены получают лишь „бесплатное обучение“. Абсурд. Вместе с тем надо ослабить интерес со стороны НБА. И позвольте игрокам нанимать агентов, чтобы они были более информированными, но не отнимайте у них право на обучение, если подписать профессиональный контракт не удастся!»
Серые кардиналы
В отчете, опубликованном ФБР, имена спортсменов и названия вузов скрыты. Используются псевдонимы – «Игрок 1», «Игрок 2», «Университет 3», «Университет 4» и так далее. Например, указывается, что тренеры получили от adidas (точнее, от «Компании 1») и агентов $22 тыс. за переход одного игрока в команду «Университета 6». По описанию «Университет 6» похож на Университет Луисвилля, откуда после публикации отчета был уволен Рик Питино, тренер, входящий в Зал Славы.
Основных обвиняемых двое. Никто не связан с черным рынком агентов, обувных компаний, финансовых советников и рекрутеров в NCAA настолько тесно, как они. Это директор международного отдела спортивного маркетинга adidas по баскетболу Джеймс Гатто и сотрудник этой же компании Мерл Коуд, ранее возглавлявший молодежную баскетбольную программу другого производителя экипировки (по описанию похожего на Nike). Два десятка лет они оставались в тени и проворачивали все сделки без лишнего шума. Оба имеют счастливые семьи и кристально чистую репутацию. Всплывшая информация шокировала их окружение. Обвинения во взяточничестве и отмывании денег грозят сроками до 40 лет. Скостить их может сотрудничество со следствием, но в этом случае Коуд и Гатто должны будут показать что-то действительно значимое, что наверняка обернется новыми арестами среди тренеров, менеджеров и других работников индустрии.
$150 тыс. получил, по мнению следователей, потенциальный новобранец команды «Университета 7» за выбор их команды при участии Джеймса Гатто
«Он отвечал за бюджетирование, набор команд, отношения с тренерами в колледжах, – рассказывает человек, работавший с Коудом. – Он управлял всем и ничто не могло произойти без его ведома. Именно поэтому все сейчас в страхе».
«Тренеры, работавшие с производителями экипировки, спят в холодном поту. Представляю себя на месте Джеймса и Мерла и понимаю, что свои семьи им дороже даже самых близких клиентов. Если бы в такой ситуации я знал что-то, что позволило бы уменьшить мой срок, я бы непременно это рассказал. Речь не о войне с Северной Кореей, мы говорим о студенческом баскетболе», – оценил происходящее аналитик ESPN Сэм Фраcчилла, который раньше работал тренером в одном из колледжей Нью-Мехико.
Начало конца
С другой стороны, в то время как работники NCAA считают, что наступили темные дни, тренеры лиги утверждают, что это отличный шанс сделать первый шаг к честному студенческому спорту. Ждет перемен и наш эксперт. «Мы, наконец, достигли переломного момента. Если не произойдет изменений в отношении компенсации спортсменам-студентам, NCAA может быть уничтожена. Возможно, не в краткосрочной перспективе, а через 10 лет. Но этот процесс начался сейчас», – считает Кевин Тарка.
$50 тыс. – взятка, якобы полученная тренером Чаком Персоном, знаменитым ветераном НБА, за склонение нескольких игроков к спонсорскому контракту с производителем одежды из Атланты
Согласен в оценке перспектив лиги и Джей Уильямс, бывший игрок НБА, а ныне аналитик студенческого баскетбола: «Это начало конца NCAA. Ситуация выставляет работников среднего звена, будь то тренер или менеджер экипировщика, в плохом свете. Но это малая часть всех проблем. И хорошо видно, что „любительский“ спорт всегда был в первую очередь очень прибыльным бизнесом».
Бездействие NCAA, по мнению Кевина Тарки, может лишить студенческую баскетбольную лигу звезд, а значит, и доходов. Лучшие игроки либо будут оставаться дома для подготовки к драфту НБА без риска получить травму в NCAA, либо поедут на год на заработки в Европу. Такие примеры были раньше, но теперь могут стать массовыми. Кроме того, надо понимать, что расследование не завершено и проблема может усугубиться. Будут ли Коуд и Гатто свидетельствовать против других участников дела? Есть ли у них знания, которые могут привести к новым увольнениям, обвинениям и хаосу в целом? Ответов на эти вопросы не знает никто. А следовательно, весь студенческий баскетбол не может жить спокойно.
Текст: Андрей Григорьев
Фото: Louisville Cardinals, Iowa State Cyclones
Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №4–5 (31–32) декабрь 2017