У баскетбольной Евролиги есть свой институт. С 2017 года в нем даже можно получить степень MBA. А кроме того, здесь учат игроков и тренеров и предлагают годовые программы для всех желающих погрузиться в спортивный маркетинг вместе с экспертами сильнейшей спортивной организации Европы. Андрей Григорьев из Краснодара прошел этот путь и подробно рассказал СБК, для чего это нужно, как это работает, сколько стоит и что дает.
Четыре года я занимался маркетингом одного из баров в Краснодаре. Мы сотрудничали с клубом «Локомотив-Кубань», что подогревало мой интерес к баскетболу. Одновременно работал делегатом на матчах Евролиги и Еврокубка. Делегат – это человек, который проверяет все детали организации игры. Надо досконально знать правила баскетбола, регламенты турниров и быть очень внимательным. К примеру, в одном из своих отчетов я указал, что игрок Амаре Стадемайр надел гетры с логотипом НБА, и его клуб получил за это замечание. Но мы не только записывали нарушения: если делегат способен исправить проблему, он должен сделать это, а не заносить ее в протокол. Это было очень круто! Через два сезона я понял, что хочу связать свою жизнь со спортом. Начал искать варианты развития карьеры и узнал, что Евролига уже 15 лет организует курс по спортивному маркетингу и менеджменту. Попасть на него не сложно, нужно только иметь опыт работы в спорте и хорошо знать английский язык – все обучение проходит на нем.
Мой выпуск в этом году стал последним на базе университета Ca' Foscari в Венеции. С нового сезона программа будет проходить в литовском Каунасе. Формат немного переработали, изменилась и стоимость – с €6 тыс. до €9 тыс. Но уверен, что и уровень стал выше. Всего же вместе с перелетами из Краснодара, проживанием и питанием я потратил около €8,5 тыс.
Программа длится с октября по июль, за это время студенты четыре раза съезжаются на лекции. Между очными сессиями обучение проходит онлайн, но с полным ощущением коллективной работы. В моей группе было 20 человек: итальянцы, испанцы, словенцы, турки, немцы, американец и я. Среди них – призер Олимпийских игр по баскетболу, сотрудники баскетбольных (например, итальянского «Динамо Сассари» и словенской «Олимпии») и футбольных («Верона») клубов, теннисист, обыгрывавший Энди Маррея (пусть и Энди было тогда 16, а нашему Марко – 21)… Отдельного упоминания заслуживает Кевин Тарка, который уехал из США и весь сезон путешествовал по Европе, заводя новые знакомства. За семь месяцев он объездил два десятка стран и теперь планирует стать агентом.
Первая встреча прошла в Барселоне, в штаб-квартире Евролиги. Мы посмотрели офис и послушали лекции сотрудников разных департаментов: маркетинг, event, билеты, SMM и так далее.
Дома мы изучали теорию и каждый понедельник сдавали тесты. Раз в месяц получали коллективные кейсы. Их решали в группах по три человека, при этом каждый раз команды формировались заново. Задачи были разные. Например, привлечение болельщиков на новую арену ЦСКА в Москве или расчет бюджета клуба. Мне как филологу задания с цифрами поначалу давались с трудом, но постепенно все встало на свои места.
Где, как и зачем учиться на спортивного менеджера
Путь для страстных болельщиков
Вторая поездка состоялась в январе. В университете в Венеции по десять часов в день с нами делились опытом уже новые преподаватели и профессионалы. Так, Умберто Лаго из УЕФА рассказал, как в футболе борются с жуликами и разрабатывают финансовый fair play. Город мы осматривали уже по ночам, в ущерб сну. Однажды вместе с руководителями Евролиги не могли найти дорогу. Когда услышали, что такое происходит каждый год, подумали: «Это очередная задача». Но оказалось, что мы просто заблудились.
Главным событием сезона стала третья поездка – на «Финал четырех» Евролиги в Стамбул. Мы увидели, сколько сил и какое количество людей требуется для организации мероприятия такого масштаба. Одну из лекций прочитал бывший тренер сборной России Дэвид Блатт, еще одну – финансовый директор Nike в Европе, получивший должность как раз после окончания наших курсов. Поделился опытом и Мэтт Морено из «Чикаго Буллз» (он, кстати, впечатлен развитием баскетбола в Европе), и Ян Поммер, оставивший работу в футбольной бундеслиге ради киберспорта. Он признался, что в силу возраста сам не понимает, почему, эта сфера приносит огромные деньги, но уверен: за ней будущее. Вообще, простота и приземленность всех спикеров, даже самых высокопоставленных, приятно удивили. Каждый лектор старался помочь нам и отвечал на любые вопросы.
После третьей поездки мы писали дипломные работы. Я подготовил маркетинговый план для команды по американскому футболу «Краснодарские бизоны». Его назвали «лучшей за последние годы работой о некоммерческой организации». Сначала никто не понимал, почему увеличение посещаемости с 150 человек до 300 это круто, пока я не объяснил, что двукратная разница достигнута почти без бюджета. Это впечатлило комиссию. Защита проходила в июле в Венеции.
По итогам программы, помимо знаний, мы все получили сильнейший толчок к развитию и контакты со множеством профессионалов. Некоторые одногруппники уже работают в Евролиге, словенец Матей заключил контракты с футбольными «Фенербахче» и «Ливерпулем», и теперь его компания известна в европейском футболе. А я оставил родной бар и переехал в Санкт-Петербург, где планирую стать лучшим в своем деле. Как сказал одногруппник-американец: «Увидимся на вершине!»
Текст: Андрей Григорьев, выпускник Euroleague Basketball Institute
Фото: Euroleague, личный архив Андрея Григорьева
Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №3 (30) октябрь 2017