Консалтинговая компания Odgers Berndtson, занимающаяся поиском, оценкой и развитием топ-менеджеров и имеющая отдельную команду ля работы с игровой и киберспортивной индустрией, изучила структуру работы ведущих киберспортивных клубов мира.
«С 2015 года мы наблюдали формирование новой масштабной индустрии. И если изначально клубы и команды выглядели, как группа идейных энтузиастов без какой-либо выстроенной системы, желающих привлечь к себе одного-двух профессионалов из корпоративного мира, то сегодня сложилась полноценная экосистема из крупнейших клубов, компаний и холдингов. В каждом из них есть свой штат, корпоративная структура, команда топ-менеджеров», – говорится в описании исследования.
Консультанты Odgers Berndtson изучили работу клубов, входящих в мировой топ-25, из четырех макрорегионов: Северная Америка, Западная Европы, Россия и СНГ, Океания. В основу исследования легли интервью с представителями этих организаций.
Организационные структуры
Авторы выделили две основных модели управления киберспортивным клубом (одна из которых может быть подразделена еще на два типа).
- 81% топ-клубов имеют полноценную бизнес-структуру с отдельными руководителями по всем привычным ключевым направлениям: продажи, операции, HR, финансы и др., – подчиняющимися генеральному директору. Эти соответствуют классическому организационному порядку из корпоративного мира.
- 19% топ-клубов имеют только двух ключевых руководителей: CEO (генеральный директор) и COO (операционный директор). Наиболее часто встречается конфигурация, когда один из топ-менеджеров развивает продажи, маркетинг и спортивное направление, а второй отвечает за бэк-офис (бухгалтерия, финансы и прочее). В половине таких случаев клубы отдают продажи и маркетинг на аутсорс.
В 57% клубов есть спортивный директор или генеральный менеджер, отвечающий за управление командами и спортивный результат. У 43% клубов эта задача возложена на СЕО или СОО. Основным фактором выбора того или иного подхода является наличие у топ-менеджера личного профессионального игрового опыта.
Доходы руководителей
Зарплаты топ-менеджеров киберспортивных клубов отличаются очень сильно – до 10 раз. Это связано с разным уровнем жизни в регионах присутствия. Чтобы показать релевантные средние вилки по доходам на ключевых позициях, авторы исследования убрали по 10% от минимальных и максимальных значений.
Средний размер годового дохода топ-менеджера в киберспорте (gross)
- СЕО –$70–170 тыс.
- COO –$50–160 тыс.
- CCO (Sales, Partnerships, Sponsorships)/CMO (Content, Marketing, PR) – $50–$150 тыс.
- HRD/CFO/CIO/Legal Director –$40–120 тыс.
В последние полтора-два года структура компенсационных пакетов приобрела аналогичный другим индустриям вид: фиксированная часть и бонус (размер которого зависит от выполнения КPI). Важно отметить, что около 40% ведущих клубов стимулируют свою топ-команду долгосрочными мотивациями (LTI).
Основными KPI топ-менеджеров являются операционные показатели: выполнение P&L, увеличение количества подписчиков в социальных сетях и активных болельщиков, просмотров матчей/контента команды, удержание и привлечение партнеров. У ответственных непосредственно за команды и у CEO в KPI присутствуют спортивные результаты.