3 сентября в Москве прошел деловой завтрак «Арены Будущего», организованный журналом «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг». Он открыл осенний сезон деловых конференций и вызвал ажиотаж – более 500 заявок на регистрацию и переполненный зал представителей спортивной индустрии, соскучившихся по деловому общению в непринужденной обстановке.
Текст: Юрий Истомин, Дмитрий Христич
Запись прямой трансляции бизнес-завтрака «Арены будущего»
Презентации спикеров бизнес-завтрака «Арены будущего»
Способы заработать и сэкономить
Бизнес-завтрак СБК принял ресторан «Атмосфера», расположенный всего в 500 метрах от арены волейбольного «Динамо». Экскурсия по объекту стала приятным и полезным бонусом для всех участников встречи. Так что на правах сохозяина первым слово взял Михаил Ефимов, генеральный директор управляющей компании новой арены. Он заверил, что его сооружение получилось именно таким, как и задумывалось. «На 99% процентов мы довольны. Все системы работают отлично, – сказал Ефимов. – Пожалуй, не хватает только стационарного ограждения, но мы работаем на эту тему с городом, это вопрос безопасности».
По словам Ефимова, несмотря на наличие якорного арендатора в лице профессионального волейбольного клуба, значимым источником дохода для арены должны стать детские секции. Большую часть лета они по объективным причинам фактически не работали, зато сейчас уже набрано несколько групп. Помогло соседство с большим жилым комплексом, ведь «Динамо» входит в проект Match Point, а это больше 1,5 тыс. апартаментов.
«Мы ничего не получаем из бюджета города и рассчитываем полностью окупать себя. Стараемся организовать максимальную загрузку. Скоро примем чемпионат России по джиу-джитсу, готовы проводить неспортивные мероприятия, начинаем сдавать офисные помещения», – перечислил источники заработка Ефимов.
Генеральный директор компании «Оптимальные инженерные системы» Иван Казанцев известен как технический специалист, эксперт по освещению. Но и его выступление было посвящено в первую очередь вопросам окупаемости арен.
«Современное освещение – это не только эстетика, но и уменьшение затрат. Качественное оборудование гарантированно снижает расходы на эксплуатацию, которые связаны с ремонтом, простоем и штрафами организаторов. И для обслуживания такой системы требуется гораздо меньше сотрудников. В 2016 году наша компания модернизировала освещение на объекте в Одинцове. И этот тот случай, когда можно говорить уверено, так как стоят отдельные счетчики на нашу новую систему: только за счет экономии на электричестве она окупила себя всего за два с половиной года! – привел яркий во всех смыслах пример Казанцев. – Старые системы имеют эффективность 70–80 лм/Вт, современные – 150 и более. То есть модернизация снижает затраты на электроэнергию в два раза».
Производство впечатлений
Свет, как важнейший фактор для wow-эффекта, стал одной из центральных тем завтрака. Руководитель отдела по работе с госзаказчиками Signify (бывшая Philips Lighting) Алексей Михайлов в своей презентации «Арена будущего для зрителей будущего» рассказал о современных тенденциях организации освещения на больших аренах. По его мнению, все нововведения преследуют три основных цели: создание впечатляющего шоу, обеспечение комфорта зрителей и стремление к цифровизации.
«Кроме прекрасного светодиодного освещения очень важна цифровая система управления. Мы включаем спортивный свет в общую экосистему стадиона, чтобы управлять одновременно и им, и архитектурным светом, и освещением в помещениях, и вообще всем, чем только можно. Это позволяет влиять на восприятие объекта», – уверен Михайлов. В качестве примера она привел Optus Stadium в австралийском Перте, где все световые системы слаженно работают на создание единой картинки.
«Конечно, тут важно, чтобы для руководства объекта все было просто: настройка, смена сценариев. Управление должно быть интуитивно понятным и работать как часы», – подчеркнул Михайлов.
Из самых интересных современных технологий представитель Signify выделил биоадаптивное освещение, позволяющее влиять на настроение людей, например, в раздевалке команды, и новые системы навигации. Зрителей можно направлять как с помощью самой подсветки, так и в мобильном приложении. За счет связи со светильниками такое приложение способно размещать навигацию с точностью до 20 см. Это интересный способ клубу или арене добраться до телефона своего клиента.
Другой способ управления потоками предложил руководитель проекта спортивного и специального освещения Musco Михаил Шевченко. В последние два-три года его компания активно развивает цветное светодиодное освещение. Всего 10-15% RGBW-прожекторов обеспечивают всей системе возможность работы с любым цветом для выделения разных зон, навигации и так далее.
«Еще это позволяет создавать зрителям более комфортную обстановку. Например, придя на трибуну заранее, они будут сидеть под приятным расслабляющим свечением, а не под слепящим спортивным», – рассказал Шевченко.
Современный спортивный свет вполне способен заменить специальное оборудование для освещения шоу. Он не только умеет моментально переходить из полной темноты в максимальную яркость, но и даже подстраиваться под музыку. Подобную систему Musco установила на Avivo Stadium в ирландском Дублине.
Музыкальные видео, подготовленные Михаилом Шевченко были встречены гостями бизнес-завтрака на ура. Презентуемые системы произвели тот самый wow-эффект.
Маркетолог в проекте
Конечно, медиасистемы, создающие настроение болельщикам и спортсменам, не ограничиваются светом и звуком. Чтобы было понятно происходящее на арене, нужна система судейства и вывод ее информации на экран. Чтобы следить за происходящим могли люди из других городов, необходимо иметь возможность вести трансляцию в интернете. Площадки, принимающие соревнования высшего уровня, должны быть готовы обеспечить условия для телетрансляции.
По мнению руководителя департамента специальных проектов «Окно ТВ» Олега Анаковского, набор этих систем одинаков для любого объекта – от стандартного ФОКа до огромного спорткомлекса. Отличаются только масштаб и конфигурация.
«Кому-то достаточно веб-камеры, а где-то ставят полноценный аппаратно-студийный блок, – пояснил Анаковский. – Конечно, это напрямую влияет на бюджет, а значит, заказчику нужно максимально подробно формулировать, что он хочет получить в итоге. Иногда в техзадании написано „монтаж системы телевещания“, но это может означать очень разные варианты оснащения. Поэтому гораздо эффективнее получается работа с частными инвесторами, когда можно организовать встречу и задать уточняющие вопросы».
Представитель «Окно ТВ» вспомнил два проекта по мультимедийному оснащению спортивных объектов. Один после расчета стоит ₽230 млн, а другой – ₽9 млн. При этом в обеох случаях был почти одинаковый набор (в первом – не считали освещение, а во втором – систему интеллектуальной съемки). Все дело в разном уровне составляющих и возможностей.
Кстати, система интеллектуальной съемки – это еще одна интересная новинка. Она позволяет вести трансляцию соревнований без оператора. В базовом варианте – с одной камеры, которая просто сама следит за событиями на площадке, но есть и комплекты из нескольких камер. Система умеет автоматически показывать повторы интересных моментов. Другой ее модуль способен автоматически собирать видеохайлайты – со специальными настройками под разные виды спорта.
«При создании любой системы еще на этапе проектирования арены нужно определиться с тремя ключевыми параметрами: для чего предназначен объект, какие нужны функции и как это планируется монетизировать. Так что очень хорошо, когда уже в этот момент в команде работает маркетолог», – подчеркнул Анаковский.
О необходимости как можно более раннего включения в проект будущих эксплуатантов арен на бизнес-завтраке СБК говорили почти все выступающие. Генеральный директор управляющей компании Дворца гимнастики Ирины Винер-Усмановой Александр Паньков считает, что именно это помогло его объекту стать максимально удобным и для зрителей, и для участников соревнований и других мероприятий.
«Нам очень повезло, что операционная команда зашла рано, – признался Паньков. – Мы смогли ввести какие-то нововведения. Чтобы соответствовать всем международным стандартам, постарались использовать самые сложные технические задания, в том числе проекты Cirque du Soleil».
Не секрет, что Ирина Винер-Усманова активно участвовала в создании Дворца гимнастики. В том числе она лично продумывала дизайн, следила за выполнением всех технических норм и так далее.
Современная роскошь
Что делает Дворец гимнастики уникальным
По словам Панькова, именно пожелание Ирины Александровны изменило первоначальную задачу. Если изначально планировалось создать лучший дом гимнастики в мире, то потом было решено построить в принципе лучший зал – для любых видов спорта и мероприятий.
«Считаю, нам это удалось. Ведь только с июня мы провели больше 40 мероприятий разного формата: спортивные, корпоративные события, бизнес-завтраки и даже праздник в честь День строителя», – отметил Паньков.
Культурно развлекают
Тема совмещения спорта и любых других развлечений под одной крышей стала ключевой в презентации «МТС Live Арены», строящейся в районе Сколково. «Все идет к конвергенции продуктов. Машина – это далеко не только средство передвижения. iPhone давно перестал быть просто телефоном. Звонки – теперь не ключевая функция гаджета, а матчи – не главные события на арене, – заявила директор по развитию „МТС Live Арены“ Ната Хомерики. – Нет смысла затачивать свой объект подо что-то одно. Эта тенденция еще не так сильно проникла в проектирование арен, но мы специально строили площадку, одинаково комфортную для любого мероприятия».
В качестве примеров для подражания Хомерики назвала несколько арен, имеющих неспортивных «резидентов». Это Madison Square Garden (Нью-Йорк), домашний не только для баскетбольных «Никс» и хоккейных «Рейнджерс», но и для пианиста Билли Джоэла. Или T-Mobile Arena (Лас-Вегас), которую с хоккейными «Вегас Найтс» делит UFC, давно превратившее свои соревнования в полноценные развлекательные шоу.
Кстати, Хомерики рассказала, что при проектировании «МТС Live Арены» в том числе учитывались и технические задания Cirque du Soleil. Думается, это очень порадовало директора по гастрольным операциям цирка Сергея Громова, который на конференции «Арена Форум 4.0» подробно рассказывал о проблемах, с которыми сталкивалась его команда на разных российских стадионах.
Смотрят гораздо шире своего основного спортивного направления и создатели «Арены Омск». В связи с внезапно обнаружившимся браком старой арены и спешным переездом хоккейного «Авангарда» в Балашиху этот проект привлекает особое внимание.
«Даже в столицах не так много действительно запоминающихся, западающих в душу объектов. Мы же хотим создать его в Омске, для города это будет нечто особенное. Рассчитываем, что новая арена станет центром притяжения для всей Сибири и задаст тренд развития всему региону, – рассказал генеральный директор „Авангарда“ Сергей Белых. – И мы возводим не просто спортивный, а спортивно-развлекательный объект, и даже в чем-то культурный феномен».
Детали проекта вы найдете в новом выпуске журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг», на завтраке же Белых обратил внимание на важность создания территории вокруг объекта, чтобы на нее хотелось прийти, даже когда на арене ничего не происходит. И даже признался, что одним из источников вдохновения стал стадион «Краснодар». А знакомство омичей с новой ареной начнется минимум за год до открытия. Для этого планируется создать специальный «экспириенс-центр». В нем же начнутся и первые продажи. «Станиславский сказал „Театр начинается с вешалки“ и стал, думаю, одним из создателей того, что сейчас называется продуктовым подходом. Эта фраза глубже, чем кажется. Любое событие начинается не на арене, а гораздо раньше. Во время анонса, первой коммуникации со зрителями. И меня пугает, когда объекты строятся без маркетологов. Эту практику надо изживать», – вернулся Белых к одной из ключевых тем завтрака.
Не спугнуть зрителей
Настаивали на максимально раннем участии в создании новых арен операционных и управляющих команд и участники бизнес-завтрака, непосредственно занимающиеся организацией событий.
«Я часто сталкиваюсь с тем, что при проектировании зрители не учитываются вообще. Берутся модели потоков из семидесятых годов, успешно проходящие госэкспертизу. А потом приходится какими-то временными решениями исправлять очереди и прочее», – рассказал совладелец и управляющий партнер Event Wheel Константин Бортничек. По его мнению, даже самым современным, красивым и напичканным высокими технологиями стадионам надо серьезно думать над привлечением публики. Особенно в условиях то ли затухающей, то ли возвращающейся пандемии. Боящиеся массовых скоплений люди куда охотнее будут искать пресловутый wow-эффект в смартфонах, а не на аренах.
«Прошу всех организаторов выходить за рамки своего объекта, на городскую территорию. Нормативно она не ваша, но вам очень важно знать, как люди до вас дойдут и как они уйдут. Именно с дороги начинается ваше мероприятие. И в этот момент вы можете начать развлекать публику уведомлениями в мобильном приложении. А заодно, контролировать потоки, чтобы не допустить толкучки на входе», – считает Бортничек.
«Найти свое место в айфоне или пройти с помощью специального света – это очень круто. И я верю, что мы к этому придем. Но пока на совещаниях обсуждается, как же поставить wi-fi-точку для считывателя билетов. А то приедет высокий гость, ФСО заглушит сеть и ничего работать не будет», – поделился своим печальным опытом Дмитрий Белавин, генеральный директор Event Safety. Он также считает, что главная проблема российских стадионов, позднее подключение к работе тех, кто потом эксплуатирует объект.
«Я призываю организаторов, управляющие компании и проектировщиков работать вместе, чтобы учитывать все потребности арены еще на начальной стадии. От этого зависит и безопасность, и комфорт зрителей, и успешность объекта», – подвел своеобразный итог всего бизнес-завтрака Белавин.
Партнеры бизнес-завтрака СБК «Арены будущего»