Спортивная отрасль вошла в новую стадию развития. Эксперты СБК предлагают свое видение цифрового будущего индустрии
Авторы: Иван Рындин, Александр Чернов
В последние 20 лет ключевое влияние на развитие российского спорта оказали большие инвестиции государства. Создание инфраструктуры, проведение крупнейших международных соревнований, проработка механизмов государственно-частного партнерства – все это позволило индустрии, ранее вместе со страной переживавшей кризисные времена, сделать серьезный скачок. Но сейчас она оказалась в начале нового этапа. Он стартовал с переломного момента – перехода к сервисной модели развития. Расширяется роль бизнеса (в первую очередь, малого и среднего), массово внедряются цифровые решения, спортивная отрасль переживает «уберизацию» и начинает использовать новые бизнес-модели.
Предпосылки
Цифровая экономика меняет подходы к развитию отраслей. С одной стороны, она дает возможности применения новых бизнес-моделей, с другой – предъявляет особые требования к управленческим компетенциям.
Переход от традиционных инфраструктурных методов развития к сервисным, основанным на данных, ставит вопросы по определению границ, содержания, целевых показателей, взаимосвязей и приоритетов реализации государственных программ, федеральных проектов и частных инициатив. Важно понимать, как управлять спортивной отраслью в новых условиях, какие цели ставить и как правильно отражать задачи и взаимосвязи в документах, чтобы цифровизация была не просто красивым словом, а процессом, качественно меняющим индустрию.
В основе цифровизации лежат несколько глобальных трендов:
- переход от экономики производителя к экономике потребителя;
- переход от стандартных продуктов и услуг к индивидуальным;
- изменение модели конкуренции.
Ключевой фактор успеха – умение агрегировать все многообразие продуктов и услуг отрасли, чтобы формировать персонализированные предложения и доставлять их до потребителей без барьеров. Это обуславливает развитие открытых цифровых платформ как флагманских средств цифровизации экономики.
Спортивная отрасль по сути своей является мультипликатором развития социальной сферы. От спорта ждут значительного вклада в решение вопросов национального значения (увеличение продолжительности активного возраста граждан, повышение качества жизни).
Государственные органы, спортивные сооружения, общественные организации, бизнес-организации, образовательные и научные структуры, финансовые институты, спортсмены, тренеры, эксперты, представители смежных отраслей – в совокупности к участникам спортивной индустрии можно отнести более 300 тыс. организаций и более 40 млн человек. У них разные интересы и задачи, а выстраивание отношений в отсутствии эффективных стандартных каналов не позволяет полностью раскрыть потенциал отрасли. Цифровые сервисы способны убрать барьеры, мешающие взаимодействию участников рынка.
Апробированный метод
На наш взгляд, цифровизацию спортивной отрасли следует осуществлять с применением принципа сегментирования. Федеральный (государственный) и региональный сегменты должны образовать интегрированный цифровой комплекс. Это позволит совместить разные уровни и технические характеры задач участников рынка.
Уровни управления:
- федеральный сегмент – стратегический и тактический;
- региональный сегмент – тактический и операционный.
Пример успешной реализации принципа сегментирования цифровизации – Евразийский экономический союз. В ЕАЭС создан интеграционный сегмент системы внешней и взаимной торговли, регулирующий взаимодействия государственных информационных систем (ГИС) стран союза.
Ключевые задачи цифровизации федерального сегмента:
- управление едиными отраслевыми реестрами и стандартами данных;
- обеспечение взаимодействия участников отрасли с государственными услугами и ГИС;
- агрегация первичных сведений, поступающих из регионального сегмента для анализа состояния спортивной отрасли и принятия решений.
Создание экосистемы
Региональный сегмент представлен экосистемой открытых цифровых платформ, которые используют стандарты и реестры федерального сегмента. Можно выделить три ключевые задачи цифровизации регионального сегмента спортивной отрасли.
1. Агрегация предложений продуктов и услуг участников отрасли и их анонсирование в сервисном формате
Самая массовая категория участников спортивной отрасли – граждане, формирующие спрос на продукты и услуги. От них во многом зависит уровень развития всей отрасли и вектор деятельности других участников. Поэтому крайне важна мотивация граждан к регулярным занятиям спортом. Сейчас каждый поставщик продуктов и услуг выстраивает свои каналы работы с потребителями. В итоге граждане получают множество «точечных» предложений, которые не вырабатывают системной привычки. По данным ВЦИОМ, около 90% россиян желают заниматься спортом, но делают это менее 40%, а спортивная инфраструктура используется лишь на 30%. Для исправления данной ситуации необходимо агрегировать цифровые сервисы, формируемые на основе продуктов и услуг поставщиков, на открытых платформах регионального сегмента, взаимодействующих с сегментом государственного управления отраслью.
2. Формирование персонализированных пакетов предложений для каждого участника в соответствии с его цифровым профилем
Информационные технологии в спорте развивались эволюционным путем, в отсутствие стандартов данных, для «точечных» задач, в результате чего на рынке представлено множество IT-решений, не взаимодействующих друг с другом. В такой ситуации невозможно формировать комплексные персонифицированные предложения. При охвате цифровизацией в повседневной жизни более 80% граждан лишь около 3% специалистов спортивной отрасли используют в работе цифровые сервисы. Государственные спортивные сооружения недозагружены, а государственные спортшколы, выполняя социальную функцию, зачастую занимаются с гражданами, не обладающими потенциалом для достижения выдающихся результатов. Это снижает эффективность подготовки спортивного резерва и повышает нагрузку на бюджет. Необходимо внедрить стандарты данных и суперсервисы (агрегаторы), что позволит гармонизировать множество продуктов и услуг, объединив их в обозримом количестве предложений, понятных и привлекательных для потребителей.
3. Поддержка безбарьерного оборота сервисов и прямого взаимодействия участников отрасли с подготовкой оперативных и сводных данных
Из-за отсутствия системы отраслевой акселерации только 5% субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) пользуются инфраструктурой поддержки. Необходимо создать сервисы для работы с проектами МСП, чтобы каждый предприниматель и инвестор мог анонсировать свое предложение, получить помощь экспертов и – в перспективе – разместить свой сервис на открытых цифровых платформах регионального сегмента. Это обеспечит соответствие стандартам данных и интеграцию с сегментом государственного управления.
Заключение
Цифровизация – логичное продолжение развития спортивной отрасли. В ней нет «моды» или желания освоить бюджет. К цифровизации, ведет необходимость изменения системы взаимоотношений между участниками индустрии, как это уже происходит в других отраслях экономики.
Мы предложили принцип разделения цифровизации отрасли на два сегмента, что на наш взгляд является оптимальным решением с точки зрения целей и задач управления. Мировой опыт показывает, что в попытках охватить необъятное единым решением большинство цифровых проектов погибает. За государством должны остаться лишь ключевые задачи (управление реестрами и стандартами данных, обеспечение взаимодействия участников отрасли с госуслугами и ГИС, агрегация данных). Это позволит максимально расширить вариативность цифровой трансформации на региональном уровне, сформировать работающую экосистему цифровых платформ, на которых может быть размещено неограниченное количество сервисов от участников рынка. Такой подход сделает прозрачными правила участия для разработчиков, обеспечит единообразие подхода для министерства спорта, а также даст возможность всем участникам рынка выбирать из множества предложений с пониманием, что каждое из них отвечает необходимому уровню качества, проверенному на этапе интеграции с экосистемой.