Эксперты спортивной индустрии – о пропусках на трибуны для переболевших коронавирусом
Затянувшаяся пандемия вынуждает адаптироваться и искать новые решения. Пустые и полупустые трибуны стадионов и арен пока не спешат заполняться из-за высокого риска заразиться. Возможно, универсальным решением для организаторов спортивных событий станет CV-PASS – цифровая платформа идентификации тех, кто уже переболел COVID-19 или хотя бы просто здоров. СБК провел дискуссию c представителями спортивной индустрии и выяснил, что они думают об этой системе.
Хуже, чем в 2014-м
Средняя посещаемость матчей первого круга РПЛ составила чуть больше 7 тысяч зрителей. Такой печальной статистики еще не было никогда за все годы существования лиги. Даже в сезоне 2014/2015, когда интерес к футболу заметно упал, на трибуны приходило заметно больше болельщиков – в среднем 10,5 тысяч. Вероятно, в будущем данные за 2020-й будут всегда сопровождаться припиской об ограниченной посещаемости матчей из-за пандемии, причем то же самое касается хоккея, баскетбола, волейбола и практически любых других видов спорта.
Пандемия вынуждает регулярно обновлять и пересматривать стандарты безопасности. В марте, когда в России регистрировали первую вспышку, матчи премьер-лиги, КХЛ и Единой лиги ВТБ перенесли на неопределенный срок. Тогда решение принимали организаторы соревнований, но, скажем, волейбол держался до последнего, причем даже на международном уровне. Встречу полуфинала Кубка ЕКВ «Локомотив» – «Зенит» провели аж 19-го марта – в тот момент, когда коллеги волейболистов из других видов спорта уже ушли в вынужденный отпуск.
С тех пор решающий голос в вопросе проведения матчей и присутствия на них болельщиков принадлежит Роспотребнадзору. Например, из-за рекомендаций или прямые указания ведомства в этом году без зрителей играли «Тамбов», «Химки». Баскетболисты ЦСКА в текущем сезоне Единой Лиги ВТБ и Евролиги выходили на площадку с ограничением в 25% от общей вместимости домашних арен. А хоккеисты СКА и вовсе могли остаться без домашней арены из-за претензий Роспотребнадзора к «Ледовому дворцу», где в конце ноября с нарушениями прошел концерт Басты.
Но даже на фоне второй волны коронавируса и рекордных цифр по суточному приросту заболевших многие клубы ищут способы привлечения на трибуны большего числа болельщиков. Для миллионов людей COVID-19 – это не новости по телевизору, а строчка их истории болезни. И среди тех, в чьей крови содержатся антитела, наверняка достаточно болельщиков. Инициатива по введению в российском спорте CV-Pass касается таких людей в первую очередь.
Как работает CV-Pass?
- Это сервис консолидированной проверки переболевших COVID-19. С его помощью можно подтвердить безопасный статус
- База регистрирует три вида данных: о наличие антител к коронавирусу, об отрицательном тесте на COVID-19 или о прохождении вакцинации
- Повсеместное введение CV-Pass позволит человеку безопасно путешествовать, посещать массовые мероприятия и не ограничивать себя в быту
- В сервисе могут быть заинтересованы не только организаторы спортивных мероприятий, но также рестораны, аэропорты и любые другие учреждения с большим скоплением людей
- Человеку, получившему сертификат CV-Pass, достаточно показать QR-код, чтобы подтвердить, что он имеет безопасный статус
QR-код апокалипсиса
Внедрение CV-Pass находится на стадии обсуждения. Чтобы эту система нашла широкое применение, нужно не только создать сеть лабораторий, но также обеспечить быструю проверку QR-кодов при входе на арену. Как ни странно, в российском футболе уже есть подобный опыт, причем он тоже связан с коронавирусом.
«Технически мы сможем решить этот вопрос даже сейчас, – рассказал Александр Мейтин, директор по безопасности РПЛ. – Похожая система с QR-кодами премьер-лигой уже реализована – при проходе участников и обслуживающего персонала в чистую зону стадиона. Это решение одобрено Роспотребнадзором, и когда мы его реализовали, ничего подобного в мире еще не было. Позднее аналогичную систему использовала УЕФА при проведении финальных матчей Лиги чемпионов».
По словам Александра Мейтина, идея увеличения посещаемости матчей интересна клубам премьер-лиги. Однако вначале её необходимо согласовать с регулятором - Роспотребнадзором, а затем приступать к ее техническому решению.
На танцы и футбол – по спискам
В Швейцарии задумались о том, чтобы сделать посещение массовых мероприятий если не безопасным, то хотя бы контролируемым. Там внедряют сервис с похожим названием – CV19-Pass. Он предполагает регистрацию посетителей в системе, чтобы в случае заболевания одного из них можно было предупредить остальных. К системе присоединились рестораны, ярмарки, школа танцев и как минимум два спортивных клуба – футбольный «Дигтен Эптинген» из четвертой лиги и гандбольный «Ляйменталь».
Систему вряд ли получится реализовать в масштабах всего профессионального спорта страны. И даже в рамках одной лиги это маловероятно – слишком много тонкостей. Например, предполагается, что с CV-Pass болельщик будет попадать на отдельный сектор, и на не всех аренах это возможно.
«Если поначалу я относилась к идее положительно, то сейчас понимаю, что есть много нюансов, – поделилась Анна Шебалкина, руководитель отдела по организации мероприятий ФК «Спартак». – Во-первых, вырастет стоимость даже не билета, а самой услуги, потому что все должны сдать тест. Кроме того, если мы готовы пожертвовать какой-то сектор для болельщиков с CV-Pass, то на малых аренах такая концепция становится нерабочей. В целом идея реализуемая, но пока особого смысла я в ней не вижу. Я думаю, что через год или два мы будем работать уже по-другому. Возможно, к 2022-му клубы вернутся к полной заполняемости трибун».
1,5 млн россиян должны получить вакцину от COVID-19 до конца года
В футбольном ЦСКА тоже считают, что решающий фактор по его внедрению – это экономическая целесообразность. При этом в клубе сетуют на недостаточную изученность коронавируса.
«Срок сохранности антител в организме вызывает вопросы: у всех все индивидуально, – отметил Андрей Зарубьян, коммерческий директор ПФК ЦСКА. – Поэтому абонемент в такой сектор продать невозможно. Кроме того, при каждой продаже у болельщика должен быть тест на наличие антител. Он стоит денег, и в совокупности со стоимостью билета все это может не иметь смысла. Звучат предложения, чтобы затраты взяла на себя лига, но она существует на средства клубов, поэтому нагрузка ляжет именно на них. И это при том, что финансовая отдача и так низкая».
Раздельное питание
В других видах спорта отношение к сервису, пожалуй, даже более скептическое. К тому же ситуация с посещаемостью у нас лучше, чем в некоторых других странах, поэтому нет смысла заморачиваться с CV-Pass.
«Внедрение специальных секторов не приведет серьезному увеличению посещаемости, а обернутся к существенным затратам, – дал оценку Максим Садовников, руководитель отдела продаж ПБК ЦСКА. – К тому же люди и так опасаются ходить на массовые мероприятия. В любом случае 25% – это лучше, чем абсолютный ноль. Например, в НБА и практически все команды Евролиги играют без зрителей, поэтому нам нужно как минимум удержать нынешнюю квоту».
В России от коронавируса уже вылечились почти 2,5 млн человек. Из них только в Москве – около 600 тысяч
По словам Садовникова, сейчас куда важнее добиться отказа от универсальной квоты в каждом конкретном регионе для разных видов спорта. Коммерческий директор ХК «Сибирь» Наталья Молоткова согласна, что клубы достигли потолка посещаемости с учетом необходимости соблюдения мер Роспотребнадзора. Но создание сектора для обладателей антител – почти нереальная задача.
«Для этого нужны отдельные входы, туалеты, точки питания, точки продажи атрибутики. Не могу сказать про другие ледовые арены, но в нашем дворце это сделать практически невозможно», – посетовала Молоткова. А коммерческий директор «Авангарда» Роберт Тер-Абрамян заявил, что обеспечить чистую зону только для игроков и тренеров – это уже трудоемкая задача, так что масштабировать ее на целую группу болельщиков еще сложнее. А, например, руководитель отдела рекламы, маркетинга и PR ЦСКА Арены Татьяна Корнилова напомнила о том, что в России уже началась вакцинация, поэтому проще и экономически целесообразнее дождаться, когда любое массовое скопление людей перестанет считаться потенциальной угрозой.
Переболевший – все равно угроза
В декабре ученые из Австралии выяснили, что иммунитет к COVID-19 сохраняется не менее восьми месяцев. Правда, в исследовании принимала участие группа всего из 25 человек. В центре Гамалеи заявляют, что их вакцина «Спутник V» действует на протяжении двух лет.
Впрочем, это не значит, что контакт с человеком, у которого обнаружены антитела, полностью безопасен. Как рассказал главврач сборной России по футболу Эдуард Безуглов, переболевшие коронавирусом не могут заразить друг для друга, но могут стать переносчиками инфекции для других.
Эксперты также отметили, что специальный сектор для переболевших коронавирусом также предполагает найм соответствующего персонала, ведь у стюардов тоже должны быть антитела. Кроме того, некоторые болельщики привыкли посещать матчи группами, но они откажутся от посещения игр, если один из них имеет антитела, а остальные нет.
А Роспотребнадзор ответит?
Отдельной темой для дискуссии стал этический момент. Участники обсуждения задавались вопросом «Стоит ли делить людей на тех, кто у кого есть антитела, и тех, у кого нет?». Представители «Газпром-Арены» подняли другой логичный вопрос: «Куда сажать зрителей, переболевших коронавирусом и считать ли их привилегированными болельщиками?».
Общий посыл большинства участников встречи сводится к тому, что слово Роспотребнадзора должно иметь решающее значение, а мнение ведомства по поводу CV-Pass пока никому толком неизвестно. Правда, генеральный директор компании «Арена-Маркетинг» Василий Чижов считает, что клубы, лиги, федерации и другие участники рынка должны разработать готовую инициативу и только тогда ждать ответа от Роспотребнадзора.
Гораздо жестче высказался глава «Дирекции спортивных сооружений» города Химки. Ярослав Башлыков считает, что любые разговоры о том, чтобы увеличить число болельщиков на трибунах, не своевременны.
«Роспотребнадзор вводит ограничения абсолютно правильно, потому что медицина не справляется, а больничные койки перегружены, – подчеркнул Башлыков. – Например, физкультурно-оздоровительный комплекс на улице Мичурина был перепрофилирован в больницу сразу после ввода в эксплуатацию. Все 394 койки заполнились всего за неделю. В таких условиях говорить об увеличении числа зрителей – это значит говорить об увеличении пассажиропотока в общественном транспорте. Болельщики заражаются не на самих объектах, а по дороге к ним».
Ярослав Башлыков также призвал руководителей агитировать людей прививаться от коронавируса сразу, как фармакологические мощности страны будут готовы предоставить им такую возможность. «Только после формирования иммунитета у 70% населения передача болезни прекратится и можно будет говорить об увеличении числа зрителей на трибунах», – добавил он.
Тетрис из болельщиков
Если CV-Pass будет внедрен, то клубы и организаторы соревнований получат дополнительную нагрузку помимо той, что связана с мерами Роспотребнадзора. И даже если ограничения никак не повлияли на посещаемость матчей команды, расходы при проведении игр из-за них все равно увеличились.
«Средняя посещаемость игр «Балтики» прошлого сезона равнялась примерно 20% от общей вместимости арены, – рассказал Денис Шумилин, заместитель генерального директора стадиона «Калининград». – Но теперь клуб несет дополнительные издержки, связанные с санитарным регламентом. Мы стараемся им помогать, разделили расходы и вместе держим оборону перед Роспотребнадзором. Но если говорить в целом по региону, то спортивные мероприятия оказались в выигрыше, потому что до сих пор запрещены почти все культурно-массовые события».
По словам Шумилина, полный запрет на посещение матчей стал бы в первую очередь репетиционным ударом. При этом игра при пустых трибунах предполагает и меньший доход: в этом случае клуб платит только половину от стоимости аренды.
Без людей – даже лучше
Пока Европа считает убытки из-за отсутствия зрителей на трибунах, в «Тамбове» видят в коронавирусе дополнительные преимущества. В ноябре клуб объявил о том, что матч с «Ахматом» пройдет на «Мордовия Арена» без болельщиков. Спортивный директор тамбовчан Павел Худяков связал это не только с требованиями Роспотребнадзора, но и с желанием сэкономить: «Народ уже не идет особо на стадион, уже прохладно. Когда стадион без болельщиков – это совершенно другая финансовая нагрузка. Когда матч со зрителями – это и охрана, и обслуживание, и клининг».
Чтобы действительно сделать посещение стадиона безопасным, а не только выполнить требования, для болельщиков вводят дополнительный сервис. «ЦСКА Арена, как и подавляющее число всех спортобъектов, исполняет все предписания Роспотребнадзора и местных властей, – рассказала об опыте эксплуатации объекта в период пандемии Татьяна Корнилова. – У нас везде расставлены санитайзеры и вендинговые аппараты с масками и перчатками, сотрудники еженедельно проверяют на коронавирус. Клубы контролируют дистанцию на трибунах. Кроме того, мы запустили новую платную услугу: экспресс-тестирование гостей VIP-лож. Это произошло совсем недавно, и пока у нас нет каких-то данных».
Иногда даже весьма элементарные требования Роспотребнадзора поначалу вызывали сложности. Например, летом в Сочи выстраивались длинные очереди на контроле температуры. «Меры Роспотребнадзора в целом разумные, но в каждом городе есть свои нюансы, – отметила Елизавета Яковлева, билетный менеджер ФК «Сочи». – Мы, например, столкнулись ситуацией, когда летом из-за жары у многих болельщиков температура тела была выше 37 градусов. Из-за этого на входе собиралась большая толпа».
В целом работа российских топ-клубов в условиях пандемии чем-то напоминает тетрис: болельщиков нужно разместить так, чтобы их поместилось как можно больше, но с учетом минимально допустимой дистанции.
«В Балашихе в начале сезона было несколько вводных от администрации, – рассказал о ситуации в «Авангарде» Роберт Тер-Абрамян. – Нам разрешили заполнять арену на 50% при условии правильной рассадки – полтора метра между болельщиками. Это привело к тому, что мы смогли продавать только 30% от общей вместимости. За счет корпоративного сегмента и продаж билетов контактным группам нам удалось повысить этот показатель до 35%. Тут все очень зависит от того, как делать рассадку. Если просто расчертить трибуны так, чтобы между зрителями было полтора метра, то посещаемость упала бы до 20%».