Считаем упущенные доходы клубов, лиг, игроков, букмекеров и фитнес-клубов
Текст: Валерия Захарова
Спорт всегда объединял людей, помогал пережить сложные моменты в истории человечества. Иногда соревнования не останавливала даже война. В Англии во время Второй мировой продолжались официальные футбольные матчи, играли и в блокадном Ленинграде, чтобы поднять дух людей. Но против высоко заразного коронавируса объединяющая функция спорта оказалась бессильна.
Чтобы сдержать распространение вируса, большинство мероприятий по всему миру отменили или перенесли на более поздний срок. Спрогнозировать конец пандемии невозможно, и мы до сих пор не понимаем, например, доиграют ли плей-офф в Лиге чемпионов и НБА. Неопределенность мешает оценить и потенциальные экономические потери.
Футбол на нуле
Из-за карантина организаторы соревнований: клубы, лиги оргкомитеты – лишаются основных источников дохода. Во-первых, от продажи билетов и атрибутики в дни матчей. Судя по расчетам PwC, 16 клубов РПЛ теряют на этом около ₽50 млн за каждый пропущенный тур. Европейские топ-клубы, такие, как «Барселона», «Реал», «Манчестер Юнайтед», «Бавария», «ПСЖ», по этой статье недополучают в среднем €3,6 млн за один домашний матч, если исходить из данных Deloitte Football Money League.
Второй источник – доход от медиаправ, который из-за отмены трансляций многие клубы не получат или будут обязаны вернуть. Для грандов европейского футбола – это еще €3,5 млн за матч. А РПЛ суммарно теряет около ₽80 млн за тур.
Ко всему прочему у организаторов есть обязательства перед спонсорами. Их невыполнение грозит расторжением текущих контрактов и потерей будущих. Это основной источник дохода футбольных клубов. Всей РПЛ он приносит ₽28 млрд за сезон, а ведущие команды Европы получают от спонсоров в среднем €350 млн в год.
₽180 млн рублей недополучают клубы РПЛ за каждый пропущенный тур чемпионата России
Клубы стараются сокращать расходы. В первую очередь – зарплаты игроков. На 70-процентное понижение согласились футболисты «Барселоны». €90 млн сэкономит итальянский «Ювентус». Урезают ФОТ и в России. В «Спартаке», «Зените», «Динамо», «Уфе» и «Рубине» зарплаты футболистов временно понизили на 40–50%. Это сэкономит каждому клубу не меньше ₽100 млн в месяц. В гандболе оклады гораздо ниже, но и там игроки сильнейшего женского клуба России «Ростов-Дона» согласились ужаться на 30%. Футбольный «Локомотив» сначала на 25-40% сократил зарплату топ-менеджерам, но спустя неделю смог договориться и с футболистами.
В Германии о высокой вероятности банкротства заявили 13 клубов первой и второй Бундеслиги. Уже объявили себя банкротами словацкая «Жилина» и Американский союз регби. Хоккейный «Адмирал» и футбольный «Луч» лишились финансирования Приморского края и как минимум на сезон покинут профессиональные лиги
Экстренные меры
Спортивная индустрия завязана на мероприятия. Их отмена по принципу домино рушит весь рынок. Поэтому по возможности турниры переносят на более поздний срок. Так сделал и УЕФА с чемпионатом Европы по футболу, и МОК с Олимпийскими играми. Оба турнира пройдут в 2021 году, а потери, скорее всего, ограничатся расходами на дополнительный год операционной деятельности и невозвратными маркетинговыми затратами.
$1 млрд потеряет Национальная баскетбольная ассоциация из-за коронавируса и испортившихся еще раньше отношений с Китаем
Лиги находятся в более трудном положении, ведь перенести оставшиеся матчи просто некуда – под угрозой не только окончание этого сезона, но и начало следующего. При этом весной в большинстве турниров обычно наступает кульминация, которая приносит максимальный доход спонсорам, букмекерам и самой лиге. Планируя варианты возобновления, некоторые организаторы даже готовятся доигрывать без зрителей – чтобы провести трансляции и выполнить обязательства перед партнерами. Возможно, в пустых залах пройдут оставшиеся матчи НБА. В таком случае ассоциация недополучит около $700 млн за билеты и мерчандайзинг, но сохранит телеконтракт стоимостью $2,7 млрд (около 30% всех доходов). Это также спасет Disney, владеющую долей прав на трансляции, от потери рекламных $475 млн.
Китайский бейсбольный клуб Rakuten Monkeys объявил, что в первых матчах стартующего сезона на трибунах вместо зрителей будут манекены и роботы. А теперь предложил выкупать место на этих макетах – можно добавить фото и свою надпись. Цена баннера с четырьмя людьми – 5900 юаней (чуть меньше ₽62 тыс.). Макет обещают использовать на всех играх до тех пор, пока трибуны будут закрыты для болельщиков
Без остановки
Из-за резкого сокращения числа турниров потери несут и букмекерские компании. Британские GVC и Flutter отметили снижение годовой прибыли в секторе спортивных событий на 7–9% (£110–150 млн). Российская «Лига ставок», как и многие другие компании, делает упор на киберспорт, но все равно отмечает резкое снижение количества ставок. О падении спроса на 50% заявляет Первая СРО букмекеров. Это может означать, что весь рынок ставок в России потеряет ₽40–60 млрд за каждый месяц простоя.
Пандемия нанесла серьезный удар и по фитнес-индустрии. Продажи абонементов упали на 70–95%. Только в Москве закрылась 1,8 тыс. клубов. Каждый месяц простоя стоит им ₽3,7 млрд.
Спрос на движение в условиях самоизоляции возрос. Компания Nike отметила более чем стопроцентный рост активности в своем приложении для тренировок в США и восьмидесятипроцентный – в Китае. Правда, одновременно с этим обнулилась и цена подписки на эту программу для американцев, которая обычно стоит $15 в месяц или $120 в год.
Некоторые проекты, например, SM Stretching, #Sekta, Yoga on Air пользуются возможностью и зарабатывают на продаже онлайн-тренировок. Но большинство клубов и брендов запускают бесплатные программы. Среди них World Class, UFC Gym, X-Fit, Adidas, Декатлон, FitStars и другие. Возможно, такой маркетинговый ход поможет компаниям поддержать продажи после карантина.